В любой автомастерской с болтовыми соединениями приходится работать часто, а болтов и гаек нужно крутить очень много. Поэтому гайковерт для подобного бизнеса следует выбирать надежный продуктивный. Он должен ускорять процесс «обувки» машин, а не тормозить его.
Выбор гайковерта - важный вопрос не только для владельцев СТО и шиномонтажных мастерских. Он весьма актуален и для тех водителей, которые решились на покупку гайковерта для домашнего гаража. Бесспорно, что этот прибор ускорит и облегчит процесс раскручивания-закручивания болтов. Но часто автомобилисты ставят вопрос, а выгодно ли это? Если любите возиться со своим авто и делаете это толково и умело, то гайковерт - несомненно, выгодное приобретение. Вы сэкономите на замене колес, а две-три замены - это стоимость одного хорошего гайковерта. А, если в семье два или даже три автомобиля, то вы вообще выходите в плюс и начинаете не то что экономить деньги, а даже зарабатывать их.
Данная статья даст вам полезную информацию о том, какой гайковерт выбрать для домашнего гаража или для бизнеса по ремонту автомобилей, на что обратить внимание при покупке этого инструмента.
Содержание:
- Виды гайковертов по типу питания
- Разновидности гайковертов по конструкции.
- Как выбирать пневматический гайковерт.
- Нужны ли добавочные функции, в чем их преимущество.
- Электрические гайковерты: как выбрать сетевой и аккумуляторный.
Какие есть гайковерты по способу питания
Работа каждого гайковерта зависит от его привода. Этот механизм состоит из ротора и статора. Чтобы заставить ротор вертеться и подавать крутящий момент на шпинель, применяют разные варианты подачи энергии. От того, каким способом получает питание двигатель гайковерта, зависит его стоимость, производительность, а также удобство работы с прибором. Итак, первый ключевой вопрос - питание гайковерта. По этому признаку выделяют четыре группы гайковертов:
- Электрический гайковерт. Это прибор с классическим электродвигателем (щеточным или бесщеточным), который включается в розетку и получает электричество из сети.
- Аккумуляторный гайковерт. Данные устройства питаются от аккумуляторных батарей с определенной емкостью и напряжением.
- Пневматический гайковерт. Эти инструменты работают от сжатого воздуха, которое подает компрессор.
Существует еще гидравлический тип гайковерта. Его крутящий момент усилен при помощи гидравлики. Гидравлический привод - это сложная система трубок, краников и золотников, по которой движется жидкость (как правило, масло). В процессе своего движения масло создает огромное давление, которое сильно повышает продуктивность аппарата.
В шиномонтаже гидравлика используется редко, поэтому мы уделим больше внимания трем видам инструментов - сетевому, аккумуляторному и пневматическому. Каждый из них по-своему хорош для автомастерской.
- Сетевой гайковерт имеет преимущество в мощности и надежности. Но для него нужна нормальная электросеть, не посаженная, с ровным напряжением и розетка поблизости.
- Аккумуляторные модели хороши тем, что они мобильны. Кабель за ними не тянется и не мешает работе. Можно крутить болты и гайки в любом месте, даже там, где нет электричества. Единственное условие - батарейка должна быть заряжена. Но инструменты на батарейке имеют ограниченное время работы ( 20 минут-40 минут), а также малую мощность. Здесь рабочие показатели зависят от аккумулятора. Современные аккумуляторы литиевого типа демонстрируют весьма неплохой вольтаж, а также имеют большую емкость. А, если взять еще и сменную (запасную) батарею, то получится вполне мощный и продуктивный гайковерт, который будет работать больше часа.
- Пневматика - хотя и немного громоздкий прибор, зато очень популярный в автомастерских и гаражах. Для его работы нужен компрессор, но это устройство в обязательном порядке есть в каждой СТО и мастерской. Компрессор подает сжатый воздух к покрасочным пистолетам, выполняет подкачку шин, продувку, чистку поверхностей. Его же используют и для пневматического гайковерта.
Пневматический инструмент привлекает покупателей еще и низкой ценой. Он недорогой, а технические характеристики демонстрирует весьма высокие. Помимо этого, этот прибор считается самым безопасным, так как не искрит, не способен к короткому замыканию и возгоранию. Поэтому, если рассматривать статистику продаж разных типов гайковертов, то пневматические модели занимают больше половины единиц, проданных для шиномонтажа, автомобильных мастерских, СТО и для дома.
Собственно, поэтому, мы и начнем с пневматики и наиболее подробно расскажем, как выбрать гайковерт пневматического типа.
Выбор пневматического гайковерта: виды и особенности
Чтобы пневмогайковерт включился в работу, его нужно подсоединить к компрессору или подключить к пневматической линии, подающей сжатый воздух. Подключение производят при помощи шлангов и специальных переходников. Компрессор гонит воздух под давлением, сила такого воздушного потока очень и очень высока. Поэтому, стоит нажать курок прибора, как ротор тут же начинает очень быстро вращаться. Вращательное движение передается на шпиндель. А уже шпиндель крутит закрепленную в нем оснастку. Для закручивания гаек и болтов - в одну сторону, для раскручивания - в обратную (реверсный ход). Очень все просто и продуктивно. Причем, компрессор может находится даже в отдельном помещении, главное, чтобы шланги доставали и не ограничивали работу.
Пневматические гайковерты исполнены в двух вариантах:
- Прямой. Это обычная пистолетная конструкция (типа дрели) Шпиндель насажен на ось, которая расположена на одной линии с роторным валом двигателя. Получается, что КПД не теряется при передаче, а поэтому крутящий момент очень высокий, как и мощность прибора.
- Угловой. У этого инструмента шпиндель установлен не на параллельной линии, а перпендикулярно. То есть, под прямым углом к работающей оси мотора. Получаем угловую насадку, преимущество которой в том, что ею можно работать в стесненных пространствах. Она легко проникнет в труднодоступные места, сможет отвинтить проблемную, «засидевшуюся» гайку и болт.
Еще важный момент при выборе - наличие функции удара в гайковерте. Не все модели ударные, есть и безударные приборы.
- Безударная модель подойдет при несложной работе. Там, где габаритных болтов нет, заиндевелых гаек тоже не наблюдается. То есть, для обычной работы в нормальном режиме. Безударные пневмогайковерты, хотя мощного усилия не дают, зато работают очень точно и аккуратно, срыва и порчи резьбы не допускают.
- Ударный гайковерт стоит чуть дороже, но его следует купить, если вам предстоит много работы с крупными болтами. Актуален он и при выкручивании старого, заржавелого крепежа. Способ работы заключается в том, что устройство бьет по касательной. Сначала длинными биениями, а под конец затягивания болта - более короткими, но мощными. Насадка при включении функции удара должна бы не обычной, а специальной - для ударных гайковертов (как правило, такая головка черная).
Гайковерты с функцией удара имеют различные ударные механизмы. Для СТО, в основном, покупают три вида:
- Двойной молот (twin hamme) - выносливый режим, подходит для усиленных нагрузок. Его особенность в том, что он выдает высокий крутящий момент и бьет двойными импульсами. Получается схема: один оборот шпинделя - два удара.
- Крученый (Rocking Dog\) - единичное биение, сильное, но крутящий момент не такой высокий. Один удар - один оборот шпинделя. Его область - средние нагрузки.
- Храповик (single ratchet) - бьет за счет обычного храповика. Отсюда - невысокий крутящий момент и небольшая сила удара. Часто используется в угловых гайковертах.
Основные параметры, определяющие выбор пневматического гайковерта
При выборе гайковерта, работающего от компрессора, обращаем внимание на:
- Показатель крутящего момента.
- Диаметр шпинделя (называется еще посадочным квадратом).
- Количество потребляемого сжатого воздуха.
- Сколько весит инструмент.
Сила крутящего момент(Н/м) – это, фактически, мощность гайковерта. У современных устройств она находится в диапазоне от 30 до 3000 ньютон-метров. Чем выше этот показатель, тем сильнее и мощнее работает прибор, тем легче он закручивает и откручивает тяжелые болтовые соединения. Зато и компрессор для гайковерта с высоким крутящим моментом нужен тоже мощный.
Если при работе с крепежом не возникает сильных нагрузок, то гнаться за высоким показателем крутящего момента при выборе не стоит. Ведь в момент затягивания резьбы вы получаете ее перенапряжение, что, в конечном итоге, разрушает резьбовую нарезку. Слабый показатель крутящего момента тоже нехорошо, он может не дотягивать. В этом случае крепеж не затянут до предела, шатается. Выбирая эту характеристику, ориентируйтесь на такие величины:
- Монтаж колесных дисков, шин на СТО – выбираем не ниже 100 Н/м. Оптимальный показатель 400-700 Н/м. Это средний крутящий момент, который легко справляется с переобувкой легковых автомобилей. Такой же показатель подойдет и для гаража в домашних условиях, можно и чуть ниже 200-300 Н/м, тогда и компрессор не нужно особо мощный.
- 1000-1500 – это средний показатель крутящего момента, подходит и для легковых, и для грузовых автомобилей.
- Болтовые соединения крупных размеров хорошо затягивать гайковертом с высоким крутящим моментом – 2500-3000 ньютон-метров.
Размер посадочного квадрата соответствует крутящему моменту. То есть, чем выше показатель силы закручивания, тем больше по диаметру шпиндель у гайковерта. Ведь он может работать с габаритным крепежом. Учитывая размеры болтов, следует выбирать такой диаметр шпинделя:
- Если речь идет о монтаже колесных дисков легкового автомобиля (диаметр болтов 18 мм), то посадочный квадрат нужен на полдюйма.
- Для внедорожников, у которых болты на 25 мм, выбираем посадочный квадрат на ¾ дюйма.
- Для резьбы грузовых автомобилей, имеющих размер от 25 мм до 32 мм, подбираем посадочный квадрат шпинделя с дюймовым диаметром.
- Для болтовых соединений с диаметром 50 мм (это большегрузная техника, фуры) нужно использовать шпиндель размером на 1,5 дюйма (1 ½).
Относительно такого фактора, как вес инструмента, то на него при выборе обращают мало внимания. А зря. Ведь, чем прибор тяжелее, тем труднее управлять им. А после продолжительной работы руки сильно устают. Но и легкий инструмент – это непродуктивно, он не имеет нужной силы крутящего момента и мощности, при затяжке гайки нужно прикладывать усилие и давить а крепеж. Лучше выбрать средний вес, около 2 кг.
Если корпус гайковерт металлический, а мощность большая, то он, соответственно, весит больше. В таком случае удобно выбирать корпус композитный (пластик, усиленный металлом). Такие аппараты легче по весу и при этом обладают хорошей производительностью и мощностью. Они имеют нескользящую рукоятку, весьма прочные, не трескают, а сочетание пластика и металла отлично гасит вибрацию.
Какие еще критерии важны при выборе пневмогайковерта
Пневматический гайковерт для работы потребляет воздух. Если давление потока воздуха будет недостаточное, то он не включится и функционировать не будет. Производительность гайковерта указана в его характеристиках. Она должна быть совместима с производительностью компрессора. То есть, мы имеем связку: компрессор-гайковерт. Их параметры должны быть подогнаны идеально. Здесь обращае внимание на де технических характеристики:
- Давление. У компрессора должно быть выше, минимум на 2 бара. К примеру, гайковерт, 4 бара, компрессор – 6.
- Производительность (это расход воздуха). Здесь запас нужен хотя бы в 20%, а лучше – и в 30. К примеру, у гайковерта в паспорте записана производительность 200 литров в минуту. Столько сжатого воздуха ему нужно для работы. Плюс 20%=240 л в минуту. Получается, что компрессор должен быть с производительностью на 240, а желательно и 250 литров сжатого воздуха в минуту.
Как мы уже говорили, в каждой автомастерской компрессоры есть, но следует посмотреть, какой у них расход воздуха, и хватит ли его для гайковерта. Ведь этот инструмент весьма мощный и требует сжатого воздуха больше, чем для подкачки шин или покраски авто.
Назначение каждого гайковерта – быстро крутить болты и гайки. Но есть инструменты, с которыми работать тяжело и травмоопасно, а есть комфортные и безопасные. Вторые оснащены различными функциями, на которые следует обратить внимание, покупая гайковерт. К таким добавочным функциям относим:
- Обратный ход – это наличие реверсивного вращения. Включается реверс удобным курком на рукоятке и дает возможность не только заверчивать крепеж, а и откручивать его.
- Регулятор затягивания. Эта система очень удобная, позволяет регулировать затяжку гаек до 0,5 мм. С ней вы никогда не сорвете резьбу и нее останетесь с недокрученной гайкой. Однако, функция недешевая. Поэтому стоит подумать, действительно ли она вам необходима, или вы имеете хорошие навыки завинчивания и «чувствуете» гайку под рукой.
Еще неплохо при выборе гайковерта посмотреть, что входит в его комплект. Комфортно, если гайковерт оснащается прочным пластиковым кейсом, в котором есть специальные места под гаечные головки, да и сами сменные насадки есть в наличии. Иногда производитель включает в комплектацию и ключи, шестигранный, рожковый, накидной. Получается отличный кейс для автомастера, и не нужно покупать насадки и ключи отдельно.
Особенности выбора аккумуляторного и сетевого гайковерта
Поскольку нам уже известны все подробности выбора пневматического гайковерта, можно приступать к изучению характеристик других типов гайковертов. А именно – тех, которые работают на стандартном электродвигателе. Такие модели питаются двумя способами: либо от розетки, либо от батареи. Причем, сфера применения их немного отличается. И те, и другие крутят болты и гайки при замене колесных дисков, на шиномонтаже. Однако, умелые мастера выбирают:
- Для объемных и сложных работ – сетевые гайковерты, так они обладают большей мощностью и высоким крутящим моментом.
- Для работ в домашнем гараже - технику на батарейках. Если хорошо подобрать емкость и напряжение батареи, то получим отличный мобильный инструмент, не привязанный к сети.
При выборе электрических гайковертов (от сети или на батарейке) учитываем все те же параметры, что и при выборе гайковерта пневматического. Кроме давления и расхода воздуха, конечно, они нам здесь н к чему.
Таким образом, обращаем внимание на:
- Мощность двигателя. Чем выше мощность, тем более тяжелые болты можно крутить.
- Величину крутящего момента. Для несложных бытовых работ – 200-300 (ну, хотя бы выше 100 Нм). Самые популярные 500-700 Нм (это для домашнего гаража), для мастерских 1000=15000 Нм, для грузовой техники нужно 2-3 тысячи Нм.
- Размер посадочного квадрата.
- Есть ли ударный механизм. С ним легче работать с крупными болтами и заржавелыми гайками.
- Вес устройства (тяжелый гайковерт дает хороший результат, но работать им трудно).
- Наличие разных регулировок, к примеру регулировки затяжки гаек, скорости вращения и т.д.
- Наличие добавочных функций: реверса (он необходим для раскручивания), подсветки (делает комфортной работу в темном месте).
Если гайковерт у нас работает не от сети, а от аккумуляторной батареи, то добавляется еще один важный фактор выбора – батарея и ее характеристики. К ним относим:
- Тип батареи. Самый современный вид аккумуляторов - литий-ионные. Такие элементы отличаются мизерным саморазрядом, не имеют «эффекта памяти», хорошо ведут себя при любой температуре воздуха.
- Вольтаж (выбираем батарейку с напряжением 18 Вольт, не меньше. Оптимальный показатель 20-24 Вольта, есть и 36 Вольт, они посолиднее и помощнее).
- Емкость. Выбираем не менее 2-2,5- ампер-часа. Такой емкости хватает на 30-40 минут непрерывной работы.
Учитывая указанные факторы, легко выбрать подходящий гайковерт для дома или для бизнеса.
або натисніть