Содержание:
Автор: Сергей Хилик Эксперт категории "Автотовары" | Автомобильные гель-аккумуляторы становятся все более популярными на рынке. Их быстрее забирают с полок магазинов, чем классические модели с жидким наполнителем. Покупая такой аккумулятор, рекомендуем изучить не только его характеристики и преимущества, но еще узнать о всех нюансах работы с ним. Устройства с гель-электролитом заряжаются по определенной схеме, отклонение от которой плохо отражается на его работоспособности. Многие считают это недостатком, но я уверен, что разумно один раз понять процесс и проблем не возникнет. В этой статье я подробно разберу особенности зарядки гелевых аккумуляторов, но сначала предлагаю освежить память и сделать небольшой экскурс по основным понятиям об АКБ с загущенным наполнителем. |
GEL-аккумуляторы, технологии их производства и сфера применения
Первый АКБ появился несколько столетий назад. С того времени постоянно ведутся работы над его улучшением. Сниженная механическая прочность свинцовых пластин требовала поисков совершенствования их состава. В изменениях нуждалось также химическое строение наполнителя.
Результатом длительных разработок и испытаний стало появление АКБ, в которых вместо жидкостного электролита используется сгущенный. По принципу действия они идентичны. Отличия коснулись только физического состояния накопителя, что позволило исключить его механическую потерю.
Гель-аккумуляторы – это те самые свинцово-кислотные устройства только с гелеобразным наполнителем.
На сегодня существует две технологии по которым их производят:
- AGM: в конструкции применяется стекловолоконный сепаратор, который абсорбирует электролит;
- GEL: в конструкции используется микропористый сепаратор или высушенный гель поликремниевой кислоты (силикагель).
Эти технологии применяются при создании продуктов для систем бесперебойного питания, судостроения, автомобильной промышленности. ГЕЛЬ и АГМ батареи редко встречаются на легковых и грузовых автомобилях, но они широко распространены в мототехнике, например мопедах, скутерах, водных мотоциклах. Если ваша техника оснащена именно таким пускачем, тогда следует четко понимать, как правильно заряжать AMG аккумулятор, чтобы максимально долго его эксплуатировать.
Кстати, на счет долговечности - большинство компаний-изготовителей уверенно заявляют, что гелевые устройства служат до 15 лет даже в перевернутом положении. Правдиво такое утверждение или нет, разберемся дальше. Для этого предлагаем перечислить преимущества и недочеты, которые характерны для таких конструкций.
Достоинства гелевых накопителей
Гель отлично обволакивает пластины из свинца, а это способствует выработке высококачественного пускового электротока даже в условиях сниженной температуры. Наполнитель не вытекает в случае небольшого повреждения корпуса. Их можно установить вертикально или под наклоном, работоспособность от этого не снизится.
Токоотдача остается на высоком уровне, даже если заряд минимальный. Он дает стабильное напряжение и ток выдается АКБ, пока емкость не снизится до 30% от номинального значения. Ток саморазряда не превышает отметку 20% за год. Также характерна повышенная степень безопасности и безотказная работа в жаркую и прохладную погоду.
АКБ могут храниться полностью разряженными даже при минусовой температуре. В реальности такие накопители легко проходят до 700 циклов «разрядка-зарядка». При этом они не теряют свою емкость. Некоторые модели выдерживают 1000 циклов, поэтому они реально прослужат 10, 12, 14 лет и больше.
Недостатки гелевых устройств
Конечно же, без минусов обойтись не получится. Но это скорее, как четкие рекомендации к эксплуатации, и если хотите пользоваться оборудованием то количество лет, которое заявляет производитель, необходимо выполнять все требования. Главное из них касается особенностей возобновления разряженной гель-батареи. Она заряжается только высокоточным напряжением, которое может обеспечить специальное зарядное устройство для GEL-аккумуляторов или ЗУ с расширенными возможностями регулировок. Еще один недостаток – это высокая стоимость батарей с гелеобразным электролитом по сравнению со стандартным жидким. Но перечисленные достоинства сполна покрывают этот минус.
Мы разобрались с характеристикой аккумуляторных батарей, изготовленных по AGM и GEL-технологии, поэтому далее целесообразно поговорить, как правильно восстанавливать утраченную емкость.
Как заряжать AGM аккумулятор?
Первое, что стоит усвоить:
Зарядка гелевого аккумулятора обычной зарядкой для жидкостных свинцово-кислотных не возможна. Зарядное должно быть обязательно с опцией расширенных рабочих настроек. Выше мы уже говорили о требованиях к высокоточным показателям.
Что произойдет, если превышать допустимо-возможное напряжение? Начнется активное образование газов и отслаивание геля от пластин, вследствие чего батарея выйдет из строя.
Что такое «cycle use»?
Это одна из главных технических характеристик, обозначающая максимальный вольтаж, который допускается в работе. В основном, значение 14.3-14.4V, но целесообразно уточнить данные для определенной модификации, которые указаны в документации или на корпусе.
Что такое «standby use»?
Обозначает норму напряжения для запитывания аккумулятора в режиме ожидания, позволяет поддерживать его рабочее состояние. Также указано на корпусе или технической документации.
В паспорте каждой модели обязательно есть данные о «max initial current», что означает максимально-допустимый ток заряда. Но, какой ток нужно подать для заряжания конкретной АКБ, вы определяете самостоятельно. Для этого достаточно воспользоваться простой формулой: емкость батареи/10. К примеру, для устройства емкостью 7Ah требуется подключить электроток 0,7А или 700ma.
Пошаговая инструкция зарядки GEL-аккумулятора
- Выставьте нулевой параметр тока и максимально возможное напряжение на ЗУ.
- Подсоедините клеммы заряжающего прибора к накопителю. При этом обязательно соблюдайте полярность.
- Выполнив простые подсчеты и определив требуемую силу электротока для батареи, введите полученное значение. Запустив процесс, наблюдайте за изменениями напряжения.
Это важно! Сегодня на рынке представлены обслуживаемые накопители со сгущенным электролитом. Если у вас именно такой, тогда первым пунктом следует открутить пробки.
В процессе запитывания вольтаж будет расти, но параметр «CycleUse» превышать нельзя, поэтому разумно уменьшить электроток. На вопрос, можно ли заряжать гелевый аккумулятор повышенным напряжением, однозначно ответ нет. Об этом уже говорилось выше. Чтобы возобновить емкость понадобиться 10-12 часов. Многие специалисты советуют уменьшать ток вдвое. Это в два раза увеличит время восстановления, но вместе с этим продлит срок службы оборудования.
Каким зарядным устройством заряжать гелевый аккумулятор?
Хочу еще раз обратить внимание на требования к ЗУ:
- оно должно быть предназначенным конкретно для обслуживания этого типа накопителей или иметь расширенные функциональные возможности;
- обязательно наличие широкого диапазона настроек;
- температурный режим работы рекомендуется в пределах +5…+40;
- восстановление должно проходить поэтапно в автоматической системе. Оптимально 3 или 4 стадии.
Подводя итоги, отметим, что батареи с загущенным электролитом действительно являются эволюционным продуктом, прорывом в своей сфере. Их преимущества неоспоримы и полностью оправдывают высокую цену.В этой статье я постарался детально объяснить все тонкости эксплуатации гелевых АКБ, рассказал, как и чем их запитывать. Предоставил максимально полезную информацию для всех, кто имеет дело с пускачами, изготовленными по технологиям AGM и GEL, поэтому в дальнейшем проблем с их эксплуатацией у вас быть не должно.
Останні статті
Брав акб для UPI безперебійника 12в 1000 вт з виносною батареєю.Але помилився мабуть,що купив GEL ,бо треба
AGM було брати. На батареї цикліч .напруга 14.5- 15.0в що підозріло,як для гелевого акума (не14.0 і навіть не 14.4 в як ви рекомендуєте). Ще не підключав на UPI, який у нього режим заряду - не знаю. Що плрадите?
або натисніть