Содержание:
- Устройство автомобильного компрессора
- Разные виды автокомпрессоров и принцип их работы
- Как пользоваться автокомпрессором правильно
- Как ухаживать за компрессором, проверять и чинить его своими руками
В списке гаджетов, которые в обязательном порядке должны быть у современного водителя, почетное место занимает автомобильный компрессор. Его часто называют просто насосом. И это слово как нельзя более четко определяет, для чего нужен автокомпрессор. Как и насос, ручной или ножной, он необходим, в первую очередь, для подкачки шин. То есть, чтобы накачать спущенное колесо. Причем делает автокомпрессор эту процедуру очень быстро и легко, без применения физической силы. А это значит, что такой электрический насос - незаменимый помощник каждого автомобилиста.
В 99 случаях из ста колесо спускает в пути, на дороге, часто в безлюдном месте, далеко от шиномонтажа. Для таких случаев как раз и нужно выбрать автокомпрессор, который питается от прикуривателя автомобиля. Он дает возможность решить возникшую проблему спущенной шины быстро, легко и без лишних денежных затрат.
О том, что такое автокомпрессор, как им правильно пользоваться, вы узнаете из этой статьи. Я расскажу, какие виды автомобильных компрессоров есть сегодня в продаже, в чем их особенности и отличия, и для чего еще используют эти приборы, кроме подкачки шин.
Как устроен автомобильный компрессор
Рассмотрим подробнее, как устроен автокомпрессор, какие элементы входят в его конструкцию. В этом приборе мы имеем:
- Электрический двигатель, получающий питание либо от стационарной сети 220В, либо от источника питания на 12 Вольт (автомобильный аккумулятор, гнездо прикуривателя).
- Манометр - для контроля давления воздуха на выходе.
- Цилиндр.
- Нагнетательный механизм (ротор, мембрана или, чаще всего - поршень).
- Комплектующие (щетки, провода, уплотнители, сосок).
- Набор насадок и переходников.
Относительно последнего пункта, то он кажется не особо важным, но, на самом деле, очень актуален. Различные насадки и переходники необходимы для того, чтобы расширить сферу применения автомобильного компрессора. К примеру, переходник игла дает возможность накачать разные предметы, которые берут с собой на отдых, на пикники - это и резиновый матрац, и лодка, и даже обычный мяч.
Как работают разные виды автомобильных компрессоров
Чтобы понять, как работает автокомпрессор, нужно знать, что есть несколько видов этого устройства. Принцип их работы одинаковый. Он состоит в трех позициях: всасывание воздуха, его сжатие и выпускание. Конструкция тоже схожа. Они отличаются только тем элементом, который, собственно, и сжимает воздух. Поскольку таким механизмом может быть поршень, мембрана или ротор, то все автомобильные компрессоры делятся на три вида:
- Поршневые.
- Мембранные.
- Роторные.
Поршневой автокомпрессор - наиболее распространенный. Принцип работы - взаимодействие цилиндра и поршня. Что-то наподобие двигателя внутреннего сгорания. В цилиндре есть два клапана - впускной и выпускной. Поршень, благодаря электроприводу и передаче крутящего момента через редуктор, двигается вверх-вниз. При движении вниз создается вакуум, и воздух всасывается внутрь цилиндра. Затем входной клапан плотно закрывается, а поршень начинает подниматься. Вся масса воздуха в этом случае находится под сильным давлением, поэтому сжимается, и готова к выпуску через выпускной клапан.
Такой вид компрессоров весьма надежный и продуктивный, имеет высокий КПД. Из минусов отмечу нагрев при трении поршня о цилиндр. Как следствие - преждевременный износ деталей. Поэтому поршневой компрессор нуждается в хорошей смазке. Этим вы увеличите его ресурс.
Мембранный автокомпрессор - еще более простой и понятный по своей конструкции. Он маленький, но шумный. В нем воздух сжимает шток при помощи кулачкового механизма. Он воздействует на резиновую пластину. Мембрана находится в замкнутом цилиндре. Она делает впадину, всасывая воздух, а затем становится выпуклой и, таким образом, сжимает воздушную массу внутри цилиндра. Мембрана нагнетает воздух не так сильно, как поршень, поэтому КПД мембранного компрессора ниже, как и его производительность. То есть, качать колесо он будет дольше, но все равно накачает его очень хорошо.
Как видим, трущихся механизмов, в мембранном компрессоре нет. А это значит, что он меньше греется при работе и в интенсивной смазке не нуждается. Это уже преимущество. Но у него тоже есть слабое место. Это резина. В ее состав входит каучук, который становится жестким и твердым на холоде. Ситуация похожа на то, как летние шины не могут ехать при морозе, поскольку «дубеют» и не имеют сцепления замерзшей дорогой. То есть, мембрана теряет свое главное свойство - эластичность, и прогибаться уже не может. Получается, что мембранный автомобильный компрессор хорош для использования в теплое время года, зимой он будет бесполезным.
Роторный компрессор - птица редкая. Он очень хорош, отличается высокой производительностью, надежный, долговечный. Но стоит дорого, и мало производителей выпускают этот тип компрессора из-за его себестоимости. К тому же, ротор имеет большие размеры и много весит. В связи с этим, роторные автомобильные компрессоры редко покупают для домашнего гаража, в основном - для СТО, автомобильных парков, больших предприятий. Роторный насос актуален там, где качают шины габаритного транспорта - фур, внедорожников, тракторов.
Как подключать автокомпрессор и как им пользоваться
Чтобы произвести подкачку быстро и беспроблемно, нужно знать, как пользоваться автомобильным компрессором.
Первый, самый важный шаг - верно подключить компрессор. Для этого нужно хорошо изучить свой компрессор и определить его тип питания. К чему его нужно подключать - к прикуривателю автомобиля, или к автомобильному аккумулятору. Все рекомендации по подключению указаны в инструкции к устройству. Но есть варианты, когда инструкции просто нет. Тогда смотрите на кабель компрессора. В большинстве случаев разъем подходит только для бортовой сети автомобиля. То есть, подключаем через гнездо прикуривателя. Но есть и более функциональные автокомпрессоры. У них на кабелях подключения есть разъем для прикуривателя и есть зажимы (типа «крокодилы»), которые можно подсоединить к АКБ. Компрессор, который получает питание от автомобильного аккумулятора, всегда мощнее и продуктивнее.
Если нам нужна в качестве источника питания бортовая сеть, то просто нужно воткнуть разъем в гнездо прикуривателя. Это просто. А вот как подключить автокомпрессор к аккумулятору? Для этого кабеля компрессора соединяем «крокодилами» с полярными клеммами автомобильной батареи. Соблюдаем полярность: плюс-плюс, минус-минус (клеммы и зажимы маркированы). Батарея должна быть полностью заряжена.
Часто пользователи еще интересуются, можно ли подключить автокомпрессор к зарядному устройству. Да, конечно, если ваше ЗУ имеет регулировку тока. Зарядный ток нужно убавить на 0, а затем поднимать до 5-5,5 Ампер. Зарядное устройство - это еще один эффективный источник тока питания для автомобильного компрессора.
Разобравшись, куда воткнуть провод (подключить питание), делаем следующие простые шаги:
- Шланг насоса подсоединяем к ниппелю автомобильной шины. Плотно закручиваем.
- Смотрим давление на манометре. Он покажет, насколько нужно подкачать колесо. Показатель давления в шинах своей машины вы должны знать, это указывает ее производитель в паспорте.
- Включаем компрессор клавишей включения. Начинается процесс нагнетания воздуха.
- Сжатый воздух идет в шину, а мы следим за манометром - чтобы не «перекачать».
- Как только видим, что показатель давления уже достигнут, выключаем компрессор.
- Отсоединяем насадку от ниппеля.
При подкачке всегда нужно учитывать температуру окружающей среды. Если вы качаете на морозе, то показатель давления должен быть чуть ниже. Потому что затем, в теплом гараже, давление увеличится, и шина будет перекачана. Поэтому на шиномонтаже всегда дают машине немного побыть в помещении - примерно 20-30 минут, а уже затем производят подкачку. Так получается оптимальный показатель давления в колесе.
Еще важный нюанс - какой у вас тип компрессора. Если поршневой, то его можно использовать в любую погоду - неважно, жара или мороз. При подкачке следите за нагревом прибора. Давайте ему отдохнуть, если видите, что механизмы перегрелись. Рекомендуемый режим - 20-30 минут.
Если же автокомпрессор мембранного типа, то режим использования должен быть еще более щадящим. Перерывы нужно делать через 10-15 минут, поскольку мембранный компрессор плохо переносит длительные нагрузки. Ну и, конечно, не пользуйтесь таким устройством в мороз. Мембрана станет тугой и твердой и просто треснет при использовании прибора.
Советы по использованию и ремонту
- Можно ли использовать автокомпрессор для аэрографа
Аэрография - особый вид искусства. Фактически - это рисование с помощью воздуха. Причем картинка будет выглядеть эффектно только в том случае, если краска ляжет равномерно. А для этого нужен стабильный поток сжатого воздуха. Чуть сильнее давление - получится густой «плевок» краски. Чуть слабее - рисунок становится хаотичным и нечетким. Подать воздушную массу, сжатую под постоянным давлением, и сделать это равномерно и предсказуемо, сможет только компрессор. В том числе, и автомобильный. Но нужно понимать, что подключать аэрограф необходимо не напрямую к компрессору, а через ресивер (баллон) и плюс вам еще понадобится редуктор, чтобы выровнять давление. Причем, при подключении учитываем тип автокомпрессора:
- Мембранный автомобильный компрессор всегда имеет давление ниже, до 3 атмосфер. К нему можно подключать один аэрограф для мелких работ.
- Поршневой автомобильный компрессор всегда мощнее, а продуктивность его выше. Он потянет по производительности и давлению несколько аэрографов. Такой тип насоса надежнее для аэрографии.
- Как разобрать автокомпрессор
Для того, чтобы, например, заменить манометр (а он может сломаться и не показывать давление), компрессор разбирать не нужно. Достаточно просто открутить манометр и привинтить новый. Но есть и ситуации, когда автокомпрессор нужно разбирать.
Частая ситуация для автомобильных компрессоров - это, когда двигатель работает, а воздух не идет. Или идет, но давление очень слабое. У поршневых компрессоров причиной такой поломки может быть клапан, который находится в головке цилиндра. Для того, чтобы понять, что же мешает подачке сжатого воздуха, а также устранить неисправность, нужно разобрать устройство. Для этого делаем следующие шаги:
- Снимаем крышку цилиндра. Для этого раскручиваем четыре болта сверху.
- На поршне также есть болты, которые нужно открутить. Их, как правило, тоже четыре.
- Затем снимаем головку цилиндра, чтобы достать тот самый клапан, не пускающий воздух.
- Клапан выполнен в виде металлического диска, а под ним находится резиновая прослойка - уплотнитель.
- Если нам нужен не только клапан, то еще снимаем рубашку и гильзу для осмотра самого поршня.
- Как починить автокомпрессор
Разобрав прибор, смотрим, какая же неисправность стала причиной того, что воздух не идет или очень низкое давление. В описанном нами случае, проблем может быть несколько:
- Износ уплотнителя. Резина со временем стирается, и уплотнитель не функционирует так, как надо, пропускает воздух. То есть, мы можем увидеть стертое резиновое кольцо. Тогда его просто нужно заменить.
- Смещение диска клапана. В этом случае ставим диск на место.
- Треснул клапан. В этом варианте его нужно заменить новым.
- Грязь на клапане и резиновом кольце. Нужно прочистить и протереть.
- Проблема не с клапаном, а с винтом, который фиксирует кривошип на валу. Он может быть ослаблен. Тогда просто затягиваем его посильнее.
- Если с клапаном и винтом все хорошо, смотрим на уплотнитель (резинку) на самом поршне. Она тоже может износиться или порваться, и тогда нуждается в замене.
По поводу мембранных компрессоров, то у них такие поломки, как у поршневых - крайне редки. У этих приборов может выйти из строя только мембрана. Она часто трескает, потеряв эластичность. Происходит подобное при использовании мембранного компрессора при низких температурах. Если мембрана треснула, ее заменяют новой. Это недорого.
- Как проверить автокомпрессор
Если прибор не работает (не включается), то вариантов может быть несколько. Основной из них - нет электрического питания. То есть, двигатель не получает ток для своей работы. Поэтому, первым делом, проверяем, поступает ли электрическое питание к двигателю.
- Осматриваем внимательно кабеля, целы ли оны, нет ли разрыва провода или изоляции.
- Если компрессор питается от прикуривателя, то осматриваем, не поврежден ли штекер.
- Если все цело, проверяем бортовую сеть, дает ли она ток. Для этого в прикуриватель включаем мультиметр. Он должен показать 12 Вольт напряжения. Можно и просто воткнуть, к примеру, зарядку для смартфона - есть ли ток в прикуривателе.
- Если все в порядке, то, вполне может быть, что сработала система защиты. Это плавкий предохранитель (или резистор), который защищает прибор от перегрузки и от короткого замыкания.
- Чем и как смазать автокомпрессор
Смазку автомобильного компрессора можно делать обычным машинным маслом. Мембранный тип очень хорошо переносит такие масла. Но профессионалы очень часто не рекомендуют использовать жидкие масла для трущихся механизмов. А именно такие элементы есть, которые есть у поршневого компрессора. Для него лучше использовать пластичную смазку, например, литол или ШРУС-4. Второй вариант (смазка ШРУС- 4) является самым эффективным для смазывания поршневых автомобильных компрессоров. Эта смазка являет собой минеральное масло с присадками, для загустения которого добавлено еще и литиевое мыло. Идеальный состав для того, чтобы поршень двигался в цилиндре свободно и без сильного трения и повышения температуры насоса.
Смазывая компрессор, нужно отследить два момента:
- Чтобы все его элементы смазались достаточно хорошо.
- Чтобы лишнего масла не было.
Удобно смазывать хлопчатобумажной тканью, намотанной на металлический стержень. А затем лишнюю смазку можно вытереть таким же приспособлением, но уже не из ткани, а из мягкой бумаги (салфетки, бумажные полотенца, туалетная бумага и т.д.). Такие гигроскопические бумаги хорошо вбирают все остатки. Для смазки нужно:
- Разобрать компрессор и вытянуть поршень.
- Протереть тряпкой внутри цилиндр и поршень (чтобы убрать грязь и старую смазку).
- Потом тряпочкой, смоченной в ШРУС-4, обмазываем цилиндр. Вставляем поршень. Если нужно, меняем на нем резиновый уплотнитель, тоже смазав его.
- Затем салфетками или бумагой убираем лишнее масло.
Как видим, автомобильный компрессор, вполне понятный в работе прибор. Проверить и починить его сложно, но возможно. Но часто ремонт компрессора в домашних условиях своими руками выполнить невозможно. Тогда лучше отнести его в мастерскую. При этом узнайте, во сколько обойдется ремонт. Иногда он стоит 70-80% стоимости нового компрессора. Тогда лучше приобрести новый, если финансовые возможности позволяют.
Если у вас возникли вопросы после прочтения статьи, оставляйте комментарии ниже. Я с радостью на них отвечу!
або натисніть