Содержание:
По сравнению с громоздким дорожным катком, виброплита — инструмент изящный и миниатюрный, а силищей обладает огромной. Она способна очень глубоко и качественно уплотнить поверхность, используя для этого собственную тяжесть, силу удара и вибрационные колебания. Неудивительно, что при дорожных и строительных работах предпочтение часто отдают именно виброплите. Особенно, если нужно укатать территорию узкую, тесную, сложную по конфигурации. Частные застройщики тоже в восторге от дорожных трамбовок, поскольку и их стоимость, и аренда в несколько раз дешевле, чем у дорожного катка.
Таким образом, задача каждой виброплиты - плотно утрамбовать сыпучие материалы (грунт, песок, гравий) или же твердые (асфальт, плитку), что она и выполняет с большим успехом. НО! Только в том случае, если тип дорожной плиты подобран верно. Ведь ее возможности и результат уплотнения, хоть и зависят от многих факторов, но, в основном определяются одним-единственным элементом - двигателем.
Я всегда говорю, что на сто процентов прав был тот, кто сказал, что двигатель - сердце техники. Именно его конструкция, надежность и выносливость определяют судьбу того или иного технического агрегата, в том числе и виброплиты. Поэтому данная статья нацелена на то, чтобы дать вам информацию о двигателях дорожных плит, их разновидностях, преимуществах и недостатках. Прочитав ее, вы сумеете сделать правильный выбор виброплиты и отдать предпочтение тому или иному приводу, электрическому или же двигателю внутреннего сгорания.
Как устроена и как действует виброплита
Независимо от того, какой привод установлен в виброплите, ее конструктивные особенности и принцип работы остаются одинаковыми.
Плита состоит из:
- Массивной опорной подошвы. Размер рабочей подошвы и ее масса определяют качество, скорость и глубину уплотнения. Чем больше и тяжелей плита, тем быстрее движется работа, тем тверже поверхности можно уплотнять. Выполняется этот элемент из износоустойчивых металлов. Как правило, это сталь (листы толще 8 мм) или же чугун, обогащенный добавками для крепости и упругости. Надежные производители добавляют еще и ребра жесткости для усиления плиты. Края платформы загнуты вверх, чтобы обеспечить плавность прохода по сыпучей поверхности. Если нужно бить тротуарную плитку, то на металлическую подошву надевают специальную прокладку - резиновый или полиуретановый коврик, он смягчает удар и защищает плитку от царапин и трещин;
- Эксцентрика - вибрационного механизма (вала) со смещенным центром тяжести. Он действует как маховик - перемещает плиту вертикально и двигает ее в горизонтальном направлении - вперед;
- Двигателя. От этого элемента напрямую зависят все основные технические характеристики виброплиты. Ибо именно он создает усилие, запускает центробежную муфту и двигает эксцентриком для создания вибрации. Мощность и конструкция двигателя определяют скорость движения, силу и частоту удара, длительность работы, глубину биения, поэтому его выбор - первый шаг при покупке виброплиты.
Итак, возможностей выбора дорожной плиты по двигателю у вас всего три:
- Виброплита на электричестве;
- Бензиновая;
- Дизельная.
Электрические виброплиты: плюсы и минусы
Рассмотрим подробно первый вариант, ибо он самый дешевый и простой в использовании.
Электрическая виброплита запускается элементарно - просто включается кабелем с вилкой в электрическую сеть. Но в этом и состоит главное ее неудобство - нужна подача электричества. Причем, качественного, без перебоев и скачков напряжения. На участке, где его нет, самый крутой электрический инструмент - бесполезная вещь. Разве что к генератору подключить, но это понесет лишние затраты. И еще один недостаток - кабель. Он привязывает устройство к розетке, не даст уйти дальше, чем на длину шнура. Да и путается, мешает работе.
К минусам электрического привода еще относят его маломощность. Каким бы мощным не был электромотор, он уступает бензиновому по своим техническим характеристикам и дает ограничение в силе удара, глубине утрамбовки, а также в длительности работы, поскольку сильно греется и нужно делать перерывы. Диапазон мощностей электропривода для виброплит: от 250 Вт до 1,5 кВт.
Электрические плиты нетяжелые, ими легко управлять. Однако, небольшая по сравнению с бензиновыми масса (до 300 кг) дает меньшую глубину уплотнения - не более 25-30 см. Такой вес хорош для тротуарной плитки, песка, рыхлого грунта.
Еще один большой минус засчитывается электрическим дорожным плитам - отсутствие реверса.
Дело в том, что все виброплиты делятся на 2 типа:
- Реверсивные (двигаются и вперед, и назад);
- Прямоходные - только поступательно вперед.
Первые несравненно лучше, так как можно укатать поверхность сильнее, не разворачиваясь, а также лучше маневрировать в узких местах. Так вот, для таких плит нужен двухваловый дебаланс (эксцентрик), а электрический двигатель его не потянет - мощности маловато.
Плюсы:
- Тихая, экологически чистая работа;
- Возможность применения в закрытом помещении;
- Малый вес, компактные размеры;
- Низкая цена, экономия при эксплуатации;
- Отсутствие потребности в техосмотре, заправке, замене масла, фильтров, свечей.
Минусы:
- Привязка к сети, ограниченная мобильность;
- Маломощность, что тянет за собой низкую силу удара и небольшую глубину уплотнения;
- Нереверсивность.
Вывод: Электрические виброплиты экономнее и намного проще в работе и обслуживании, но глубокого уплотнения не дают, а на больших площадях и там, где нет сети, неэффективны. Сфера применения их - ландшафтные работы возле дома, утрамбовка сыпучих материалов на небольших участках, укатка поверхностей внутри помещения.
Бензиновые дорожные плиты: в чем их преимущество
Бензиновая виброплита не ограничена в выборе места работы, ее двигатель автономный, к сети не привязан. Мощность привода намного больше. Технические характеристики удара и глубины утрамбовки усилены. Во многом в плюсы срабатывает и масса самого агрегата.
Если электрические собратья, как правило, легкие (до 75 кг веса) или среднетяжелые (90- 140 кг), то среди бензиновых есть разные типы:
- Универсальные (вес от 75 до 90 кг). Применяются для грунта, ямочного ремонта на асфальтных дорогах. Дают уплотнение на четверть метра.
- Средней тяжести - до 140 килограммов. Хороши для гравия, грунтов, для асфальта. В последнем случае особенно актуальны модели с подачей воды в рабочую зону, чтоб горячая смола не прилипала к подошве;
- Тяжелые агрегаты - вес 140 и до полтонны. Это очень мощное дорожное оборудование, уплотняет на 60 см вглубь асфальт и бетон.
Плюсы:
- Мощность, масса, ударная сила и большая глубина уплотнения;
- Автономная работа, высокая мобильность;
- Функционал расширен - возможен реверсивный ход.
Минусы:
- Сложное и хлопотливое обслуживание.
- Стоят дороже, топливо тоже не из дешевых.
Вывод: Для больших по объему дорожных работ, для работы с асфальтом и твердыми поверхностями, для габаритных стройплощадок, удаленных от сети нет смысла думать, виброплита электрическая или бензиновая, - тут выбор один - бензиновый двигатель. Если есть возможность выбора марки двигателя, отдавайте предпочтение Honda (лучший в мире японский движок), Robin или Wacker.
Дизельные варианты дорожных плит - самое мощное оборудование
Дизельная виброплита обладает всеми вышеперечисленными преимуществами бензиновой. Кроме того, она и бензиновым аналогам даст сто очков вперед по мощности. Ну и, конечно, по тяжести им равных тоже нет. Масса дорожной плиты, работающей на солярке, может составлять тонну или даже больше. К примеру, Wacker DPU 130 - еще тот монстр, который без страха вступает в соревнование с дорожным катком, весящим 7 тонн. Данное оборудование в основном эксплуатируется в промышленных и профессиональных целях. На рынке, конечно, присутствуют бюджетные модели с дизельными двигателями, но не блещут техническими характеристиками и качественной работой при продолжительной эксплуатации. Одни из самых запрашиваемых плит в нашей стране - это Wacker, NTC и Scheppach. Где модельный ряд позволит подобрать плиту абсолютно для любой поставленной задачи.
Из основных плюсов:
- максимальная мощность двигателя;
- высокий моторесурс;
- самая большая глубина уплотнения и сила удара, неприхотливая в обслуживании.
Минусы:
- цена (но только если рассматривать брендовые модели);
- из-за веса не подходят для трамбовки тротуарной плитки и подобных материалов.
Аккумуляторные виброплиты: новинка на рынке
Рассказывая о разных приводах у виброплит, нельзя не упомянуть еще один особый вид - аккумуляторные виброплиты. Фактически, они считаются подвидом электрических устройств, поскольку работают на электрическом двигателе. Однако, питание мотора происходит не от электрической стационарной сети, а от аккумуляторной батареи. Таким образом, пользователь избавляется от надоевшего электрокабеля, который привязывает его к розетке и мешает полноценной работе, и получает легкую и маневренную вибрационную плиту, которая работает автономно, без привязки, не издавая при этом бензиновых выхлопов и сильного шума. Виброплиты, оснащенные батареями - пока еще новинки на рынке строительной дорожной техники. Но, недаром, аккумуляторные устройства называют техникой будущего. Ведь они воплощают в себе главное преимущество бензиновой плиты (мобильность и автономность) и все достоинства нешумных, удобных в работе и запуске электрических виброплит. Развитие этого сектора рынка только начинается. Но уже сегодня вы можете выбрать для работы одну из отменных по качеству дорожных плит от немецкого производителя Wacker Neuson. Он запустил в продажу в Украине новую серию AP-e с емкими батареями и электростартером. Сила удара находится в пределах от 18 до 25 килоньютон у разных моделей. За стабильную работу отвечает электрический двигатель, мощность которого можно выбрать от 1,2 кВт до 2,2 кВт. Питается мотор от литий-ионного аккумулятора нового поколения. Его емкость и вольтаж позволяют трамбовать сыпучие материалы (щебень, песок, грунт) и твердые поверхности (плитку, асфальт) на протяжении целого часа на одном заряде. Этого времени хватит на малые и средние площадки. Самая мощная плита развивает скорость 21 метр в минуту. Имеет оросительный бачок для того, чтобы горячий асфальт не липнул к подошве. Есть в комплектации и вулканический коврик. Он фиксируется на подошве, если нужно трамбовать тротуарную плитку или брусчатку, чтобы не поцарапать их.
Плюсы аккумуляторных виброплит:
- Нет привязки к розетке, устранен провод;
- Чистая работа, без угарных выхлопов;
- Понижен шум при работе;
- Устройство легкое, удобное в управлении;
- Простое включение (главное - помнить о своевременной зарядке);
- Не нужна замена масла, свечей и заправка дорогим бензином.
Минусы:
- Высокая цена, особенно самого аккумулятора. Часто его нужно приобретать отдельно;
- Малый вес дает слабое нажатие, то есть невысокую силу удара;
- Маломощность.
Таким образом, аккумуляторные виброплиты хорошо справляются с глубинным уплотнением сыпучих материалов. Можно использовать их и для асфальтных покрытий. Актуальны эти плиты на небольших и средних территориях. Отличная альтернатива бензиновой плите, особенно на закрытых площадях, где нет стационарного питания.
Какая виброплита лучше - дизельная или бензиновая, зависит от объема и характера работ. Дизель будет эффективным и окупится, если работать им много, часто и ежедневно. Лучшие производители дизельных моторов - Hatz, Kipor, Kohler.
В данной статье я коротко ознакомил вас с типами виброплит и с назначением и особенностями конструкции. Но для того, чтобы вы правильно осуществили свой выбор, я рекомендую обратиться в отдел продаж нашего магазина и проконсультироваться с нашими специалистами.
Если у вас возникли вопросы после прочтения статьи, оставляйте комментарии ниже. Я с радостью на них отвечу!
або натисніть