Содержание:
- Зачем нужен толщинометр, как он работает
- Виды толщинометров и их особенности
- Магнитные толщиномеры
- Электромагнитный тип толщиномеров
- Вихретоковые приборы
- Ультразвуковые-толщиномеры
- Как применять толщиномер
- Как выбрать хороший толщиномер
Идеальным бывает только новенький автомобиль из салона. В остальных случаях особо доверять продавцу автомобиля не стоит. Несмотря на то, что кузов приглянувшегося вам авто блестит и сияет, на нем могут быть замаскированы механические дефекты. Очень часто подержанная машина может быть весьма аккуратно покрашена, да еще и тщательно отполирована. Таким способом маскируются повреждения кузова. Шпаклевка и покраска выполняются настолько искусно, что невооруженным глазом никаких дефектов не видно.
Чтобы определить, крашеный автомобиль или нет, выполняется проверка покраски авто прибором, предназначенным для подобных задач. Называется он толщиномер. Благодаря этому устройству можно легко проверить, есть ли недостатки у вашей будущей машины, не врет ли продавец, утверждая, что авто не битое и «краска родная». Прибор устроен так, что определяет толщину ЛКП (лакокрасочного покрытия). Если она намного больше, чем заводской стандарт, значит, кузов машины был поврежден.
О том, как работает толщномер, и как провести эффективное измерение толщины ЛКП автомобиля, чтобы узнать, «родная» ли на нем краска, я расскажу в данной статье.
В чем суть работы толщиномера
Само название прибора - толщиномер, уже указывает на то, что именно он измеряет. В случае с автомобилями, это устройство определяет толщину слоя ЛКП - лакокрасочного покрытия. Толщиномер для замера толщины краски на автомобиле удобен тем, что измерение выполняется предельно быстро. Вам понадобится всего 3-5 минут, чтобы узнать, есть ли на кузове авто лишний слой шпаклевки и краски, даже, если он перекрашен и отполирован идеально. Такие приборы настолько популярны, что используют их не только профессиональные перекупщики, но даже новички, решившие купить авто без посторонней помощи.
Каким образом толщиномер «видит» лишнюю шпаклевку и покраску? Все очень просто. Есть заводские стандарты ЛКП. Слой краски не у всех производителей одинаковый, и не на всех моделях, однако он имеет определенный диапазон: 70-180 мкм. Если на дисплее толщинометра вы увидели цифру, которая находится между 70 и 180 микрон, то все в порядке. Перед вами деталь, которая находится в заводской краске.
При повреждении кузова автомобиля или других его частей, на СТО их выравнивают выстукиванием. А затем наносят слой шпаклевки. Его шлифуют и красят. Таким образом, получается слой ЛКП намного толще, чем при заводском стандарте. Толщина до 200 микрон еще терпима, но, если вы видите показатель 200-250 микрон, то это значит - повреждения были. И они тщательно зашпаклеваны и закрашены. Установление данного факта поможет вам сбить цену на авто. Вы получите веские основания для более низкой цены или можете вообще отказаться от сомнительной покупки.
Классификация толщиномеров
Измерительные приборы для определения толщины краски разбивают на три основных класса:
- Первый (экономный) - самые простые, бюджетные устройства. Если ищете толщиномер ЛКП, какой выбрать недорогой и с элементарными функциями, то эконом-класс - ваш выбор. Они недорогие, вполне надежные, их часто используют ввиду невысокой цены и простоты функций. Однако, пользоваться такими приборами сложно, они являются морально устаревшими и не обладают широким функционалом.
- Второй (средний) - это тоже бытовые приборы, но уже более усовершенствованные. Среди них есть устройства дешевле - с малым набором функций, а есть и отличные толщиномеры с хорошими возможностями по демократичной цене. Они обладают довольно высокой точностью, простые в эксплуатации. Если сравнивать средний класс с профессиональным, то он, конечно уступает по выносливости и функционалу, однако является вполне надежным и точным в измерениях.
- Третий (высший) класс - это приборы профессионального уровня. Их преимущества - самокалибровка, предельная точность измерений, различные функции (память, вычисления и т.д.). Они самые комфортные в эксплуатации, однако цена на них высока.
При покупке автомобиля профессиональные приборы для измерения толщины ЛКП практически не используют, Удел толщиномеров профи класса - это оценочные задачи на автомобиле- и судостроительных предприятиях, на ремонтных базах в промышленности.
Кроме деления на классы, толщиномеры делят и по их строению и принципу работы. С этой точки зрения, выделяют следующие типы приборов:
- Механические приборы;
- Магнитный и электромагнитные толщиномеры, действующие на основании связки «магнит-железо»;
- Толщиномеры-ультразвук - самые универсальные;
- Вихретоковые - работают с любыми металлами.
Стоит отметить, что механические толщиномеры при измерении ЛКП автомобиля практически не используются, ввиду сложности в их применении. А вот остальные варианты рассмотрим подробнее, чтобы знать, где какой толщиномер лучше использовать.
Магнитные толщиномеры - простой и недорогой вариант
Магнитные толщиномеры - это устройства первого класса. Недорогие, но немного примитивные. Тем не менее, они обладают хорошей эффективностью и практичны в применении. Действие их основано на наличии сильного магнита. Он «чувствует» железо в кузове автомобиля и определяет расстояние до железной поверхности. Сила намагниченной стрелки отражается на шкале. Чем толще слой краски и шпаклевки, тем слабее отклоняется стрелка, а при тонком покрасочном слое она двигается с большей силой.
Если стрелка колеблется, то в одну, то в другую сторону - это значит, что покраска кузова авто неравномерная. То есть, это уже не заводское ЛКП автомобиля. Способ магнита - простой, но уже устаревший на фоне ультразвуковых и вихретоковых приборов. Он надежный, если толщина покрасочного слоя не больше 1,5-2 микрометра, а при более толстых слоях нужен приор с повышенной точностью.
Электромагнитные толщиномеры - самые надежные для измерения ЛКП авто
Электромагнитный способ состоит в образовании магнитного поля, волны которого «нащупывают» железное покрытие под слоем краски. Данный вариант измерения считается весьма точным. Фактически, электромагнитный прибор для определения лакокрасочного покрытия автомобиля - это «золотое сечение» по соотношению «цена-качество». Он работает быстро, точно, надежно. А цена его в 2,5-3 раза ниже, чем ультразвукового.
Недостаток магнитных и электромагнитных приборов в том, что магнит способен измерить только железосодержащие металлы. А, если речь идет об алюминии, меди или других цветных металлах, то измерение не произойдет. Также магнит не определяет и слой краски на пластике, что не даст вам возможности проверить, подкрашен ли бампер.
Вихретоковые приборы - для работы с любыми металлическими поверхностями
Вихретоковые толщиномеры «чувствуют» не только железо, а и любой металл. Самую высокую точность они демонстрируют при измерении слоя покраски на токопроводящих металлах. Таким образом, вихретоковый прибор можно использовать на всех металлических поверхностях. Если сравнивать с элекитромагнитными, то это уже весомое преимущество. Однако, если поверхность железная или железосодержащая, то я все-таки советую применять электромагнитный толщиномер. Он надежнее, благодаря действию магнитного поля.
То есть, делая выбор толщиномера для авто, нужно знать, из какого металла изготовлен кузов и днище - из черного или цветного. Для алюминия выбираем вихретоковый толщиномер, а для железосодержащих металлов - электромагнитный.
Ультразвуковые (универсальные) толщиномеры
Ультразвуковые - самые мультизначные толщиномеры. Они применяются на любой поверхности. Такой прибор является профессиональным, это третий - самый высший класс измерительных приоров. Он стоит дорого, зато с предельной точностью определит слой покрытия на любой поверхности, а не только на металлической. Ультразвук отлично работает и с композитным материалами, и с пластиком, и с керамикой. При измерении ЛКП автомобиля, он дает точные замеры, как на кузове, так и на любой другой запчасти, включая пластиковые бамперы и карбоновый декор.
Единственный недостаток - это высокая цена, из-за которой УЗД-толщиномеры часто берут в аренду. Если у вас большое СТО, развитый сервис, то вы можете купить такой толщиномер не только для себя, но и чтобы сдавать его в прокат. Таким образом, высокая стоимость быстро окупится.
Как мерять толщиномером
Измерение при помощи толщиномера несложное. Его нужно приложить к измеряемой части автомобиля, а затем смотреть на показания стрелки (в магнитном) или дисплея (в цифровом толщиномере высшего класса).
Последовательность действий следующая:
- Прикладываем к левому, а затем правому переднему крылу.
- Затем двигаемся вокруг автомобиля и проверяем слой лакокрасочного покрытия на дверях, на днище, на стойках, задних крыльях, капоте, крыше. Кстати, крыша и стойки - места особо уязвимые, их нужно проверять очень тщательно.
- Каждую измеряемую часть автомобиля нужно «прощупать» не в одной точке, а как минимум в трех-четырех. И сравнить показания.
- Если ваш прибор показывает отклонение от нормы (а заводская норма находится в пределах 70-180 микрон), то остановитесь и сделайте еще несколько замеров в разных точках. Это делается для того, чтобы определить площадь повреждения.
Чем больше площадь дефекта, и чем толще слой шпаклевки, тем серьезнее было повреждение кузова.
Что важно при выборе толщиномера
Перед тем, как выбрать толщиномер краски, нужно учесть все предпосылки: что вы будете измерять, где и когда, как часто, какие функции важны для вас. При выборе типа толщиномера руководствуемся такими критериями:
- Какую поверхность нужно будет измерять. Если вы планируете мерять слой ЛКП на железном кузове, то самым практичным решением будет электромагнитный толщиномер. Не стоит покупать что-либо дороже. Для недорогой машины, на один раз, можно взять и самый обычный магнитный измеритель. Если же предстоит выяснить толщину слоя на алюминии, цинке, то нужно купить вихретоковый толщиномер. Если необходимо работать с любыми поверхностями, не только с металлическими, то нужно брать высококлассный ультразвуковой прибор.
- Размеры. Приборы для измерения толщины лакокрасочного слоя бывают разных габаритов. Толщиномер может быть стандартным прибором, с большой и четкой стрелочной шкалой, индикатором и контрольной частью. А есть и совсем крохотный цифровой толщиномер - он имеет размер брелока до ключей. С таким малюткой можно измерить толщину слоя, не привлекая внимание продавца и не напрягая его.
- Функционал. Самый простой толщиномер по факту измеряет лишь толщину покрасочного слоя. Если же покупать-продавать авто - это ваш бизнес и вы много работаете с подержанными автомобилями, или же покупаете автомобиль запредельно дорогой, то лучше приобрести себе функциональный прибор ультразвукового типа. С ним вы сможете определить слои с точностью до микрона, сделать сравнительный анализ, занести данные в память устройства. Часто хороший мультизадачный толщиномер действует и как прибор для определения цвета краски автомобиля, что актуально для владельцев СТО.
- Температурные условия. Нужно знать, что не все толщиномеры морозостойкие. Кстати, и на повышенную влажность (например, дождь) они также реагируют по-разному. При выборе толщиномера обязательно смотрите в технических характеристиках, в каком диапазоне температур он эффективно работает.
- Емкость аккумулятора. Толщиномер - это прибор, который питается от батареи. Без нее обходятся только механические и магнитные приборы. А во всех других обращайте внимание на емкость АКБ, чтобы не остаться с разряженным прибором в самый важный момент.
Наш интернет-магазин имеет в наличии все виды толщиномеров. Консультант всегда готов дать дельный совет, чтобы помочь вам выбрать самый подходящий по параметрам толщиномер. После покупки проведите его калибровку. Как ее делать написано в инструкции, а проверить прибор на точность можно по специальным эталонным пластинам. На них нанесен слой краски и указана его толщина. Ваш прибор должен показать то же значение, возможно, с отклонением, допустимым в технических характеристиках. Ультразвуковые толщиномеры имеют функцию самокалибровки.
Если у вас возникли вопросы после прочтения статьи, оставляйте комментарии ниже. Я с радостью на них отвечу!
или нажмите