Содержание:
Автор: Алексей Рындя эксперт категории "Строительное оборудование" | Пять лет – гарантированный срок службы современного автомобильного аккумулятора. Вас удивляет эта цифра? Я скажу даже больше: если относиться к этому элементу добросовестно и бережно, то вы сможете продлить ему жизнь и до 7 лет, и даже до 10 – при особо тщательном уходе. И не верьте на слово тем «сильно опытным» автомобилистам, которые с пренебрежением говорят, что аккумулятор – это ерунда, так себе, «расходник», и менять его нужно каждый год. Автомобильная батарея – та же техника, а всякая техника имеет определенный срок эксплуатации, то есть ресурс. И если этот ресурс 5-7 лет, то зачем «гробить» аккумулятор преждевременно? Я считаю, что нет смысла выбрасывать батарею ежегодно и менять ее на новую. Это лишние хлопоты и «удар по карману». Намного лучше узнать, как ухаживать за автомобильным аккумулятором, чтобы пользоваться им несколько лет без особых проблем. |
Аккумуляторная батарея: какие факторы могут влиять на срок её службы?
Батарея выходит из строя по многим причинам. Чаще всего – это целая совокупность факторов, которые негативно влияют на ее ресурс. Некоторые причины объективны – от нас они никак не зависят, другие – субъективны (мы сами создаем проблемы своей АКБ). Но и в первом, и во втором случае все зависит от пользователя, поскольку с объективными факторами можно бороться, а субъективных лучше не допускать вообще.
Вот несколько самых распространенных причин «медленной гибели» вашего аккумулятора.
- Температура окружающей среды.
Это как раз фактор объективный. Вы не можете создать для автомобиля тепличные условия и ездить только при хорошей погоде. В наших широтах есть и лютый мороз, и палящая жара. И то, и другое – плохо для электролита. При минусовых температурах он замерзает, особенно в разряженной АКБ. При высоких плюсовых температурах окружающей среды уровень электролита имеет способность уменьшаться (испаряется). Нет электролита – падает емкость, и батарея не способна выполнять свои функции. Ваша задача – защитить ее от воздействия температур.
- Уровень зарядки.
Перезаряд сильно «садит» батарею. Частый недозаряд и длительная разрядка – тоже. Но данные факторы целиком и полностью зависят от водителя. Нужно их просто не допускать. Как именно, я расскажу ниже.
- Сульфатация и коррозия.
Сульфатация – крайне неприятное явление, возникающее при длительной разрядке. Происходит химический процесс распада электролита на соль и воду. При этом соль (сульфат свинца) оседает на пластинах, проводимость понижается, емкость падает.
Коррозия – это окисление металлических частей. Оно возможно как на клеммах АКБ, так и на ее вентиляционных отверстиях, и на металлических пластинах внутри.
Эти два врага – сильные, а еще хуже, что они весьма коварные. Проявляют себя сначала совсем незаметно, а затем (в процессе эксплуатации) все сильнее и быстрее. В общем, бороться с ними нужно эффективно, и всегда помнить, что «враг не дремлет».
- Электроника авто.
Неисправные электронные автомобильные системы также могут наносить вред аккумуляторной батарее. Данный фактор касается генератора, подающего на АКБ напряжение. При сильно высоком показателе вольтажа разрушаются электроды внутри, происходит «закипание».
Можно ли продлить срок его службы, и что для этого нужно
Я назвал вам несколько факторов, укорачивающих жизнь аккумулятору. А теперь расскажу, как действовать, чтобы устранить или хотя бы уменьшить негативные их последствия.
1. Как избежать перегрева и переохлаждения.
Чтобы аккумулятор не перегревался и не охлаждался, существует единственный выход – изолировать его. То есть, поместить в корпус, который имеет несколько слоев изоляции. Тогда внешняя температура воздуха не сможет так сильно негативно воздействовать на электролит.
Вам повезло, если ваша АКБ выпущена недавно, да еще и изготовлена надежным производителем. В таком случае, она уже находится в изоляционном корпусе, поэтому не мерзнет и не греется сильно. Если такого кожуха нет, его можно купить и установить самому. Только измерьте перед покупкой размеры батарейного отсека в автомобиле, чтобы не приобрести слишком большой кожух, который там просто не поместится.
2. Как не допустить перезаряда и недозаряда
Это просто:
- Следите за уровнем заряда АКБ регулярно. Особенно важно, если езда регулярно происходит по коротким дистанциям, то есть - по всем известным пробкам в большом городе. Если прибор заряжается не полностью, то постоянно испытывает дискомфорт от недозаряда;
- Не допускайте падения степени заряженности к низким отметкам. Лучше старайтесь удерживать заряд на высоких делениях. Ведь на постоянных низких, рано или поздно, падает емкость;
- Используйте сетевые зарядные устройства. Если заряд низкий, лучше подзарядите качественным ЗУ от сети в гараже;
- По поводу перезарядки (когда электролит кипит), то идеальный выход – купить «умное» ЗУ, контролирующее время и степень заряда. Если его нет, не оставляйте процесс заряжания без контроля.
3. Как бороться с сульфатацией и коррозией
У сульфатированных АКБ плотность электролита сильно понижается, и они практически приходят в негодность. Но их можно реанимировать методом восстановление (десульфатации). Современные качественные зарядные устройства имеют данную функцию десульфатации. Они воздействуют малым током, в режиме «заряд-разряд» и довольно эффективно разбивают накопление солей. После этого нужно долить электролита. С хорошей зарядкой можно десульфатировать АКБ даже с очень низким уровнем заряда. Если перед вами стоит выбор зарядного устройства, советуем приобрести модель с данной функцией.
Избежать коррозии тоже можно. Чтобы не окислялись клеммы и корпус, не допускайте протечки электролита. Всегда вытирайте насухо. Водители со стажем рекомендуют смачивать тряпочку в содовом растворе или в нашатырном спирте. Внутренние элементы можно уберечь от коррозии, если при обслуживании АКБ доливать дистиллированной воды. Она чуть снизит кислотность.
4. Что делать с бортовой электроникой
Показатель вольтажа, подаваемого генератором автомобиля на аккумулятор, должен быть на уровне 12 Вольт. Допускается показатель 12,6, но не выше. Поэтому периодически измеряйте это значение. Знайте, что данный процесс контролируется встроенным регулятором напряжения. Поэтому, если напряжение на генераторе в норме, а батарея «кипит», значит, регулятор не справляется. В таком случае – просто замените данный элемент. Или хотя бы его кольца и щетки.
Общие советы по эксплуатации
Напоследок хочу дать несколько реальных советов. Они касаются разных составляющих при эксплуатации аккумуляторной батареи. Но общая суть их в том, что аккумулятор, как и машина, тоже требует и осмотра, и обслуживания. Поэтому, осматривая автомобиль, не забывайте и о его батарее.
- Осматривайте его внешне всегда, когда открываете капот. Признаки неисправности видны сразу: где-то треснул корпус, потемнела изоляция, вздулись банки (видно по корпусу) побелели клеммы, отверстия для вентиляции, подтек электролит. Все это необходимо устранять своевременно, не откладывая в «долгий ящик».
- Протирайте и чистите. Чистенький и сухой прибор протянет намного дольше, чем облитый электролитом. Только после активной чистки проверьте клеммы и контакты, если ослаблены – подтяните.
- Раз в месяц проверяйте плотность электролита. Нормальный показатель 1,28 г/см.куб. Если значение плотности электролита ниже, значит, соли свинца уже оседают на пластинах.
- Зачем допускать глубокий разряд и сильное отложение солей? Возьмите за правило делать профилактическую десульфатацию. Хотя бы раз в месяц. При этом ток зарядки должен быть очень низкий, в пределах 1-2 Ампер, а зарядное – со специальным режимом десульфатации.
- Посмотрите не только на плотность, а и на уровень кислоты. При нормальном заполнении аккумуляторных батарей, она должна покрывать кромки пластин, желательно на 1 см – это идеально. Если уровень находится ниже кромок – нужно долить.
- По поводу самих пластин внутри – знайте, что они имеют свойство осыпаться. Это называется «терять активную массу». За ней следует и потеря емкости аккумулятора. Чтобы этого не произошло, закрепляйте батарею крепко и надежно.
- Если авто не запускается на холоде, то не щелкайте долго и непрерывно стартером, стараясь зацепить маховик. Он крутится вхолостую, и это разрушает батарею очень сильно. Перед запуском на холоде лучше разогрейте машину (к примеру, фары дальние включите) и выжимайте сцепление полностью.
Итак, все очень просто: нужно обратить внимание на качественный уход и правильное выполнение нескольких нехитрых правил. Как видите, не так уж и много требуется от вас, как от водителя. Зато результат будет ощутим, так как ваша автомобильная батарея прослужит исправно и безотказно многие годы.
В общем, стоит помнить и заботиться об аккумуляторе, иначе она сама напомнит о себе, разрядившись именно в тот момент, когда срочно нужно куда-то ехать.
или нажмите