Содержание:
- Что относится к механическому транспорту
- Как подтвердить мощность своего электробайка
- Какие есть категории водительских прав для скутеров и мопедов
- Какие обязанности у тех, кто водит механический транспорт
- Советы и рекомендации водителям маломощных байков
Мелкий электрический транспорт - лучший способ передвижения по городу или на небольшие расстояния. Особенно в большом городе, с его неминуемыми утренними и вечерними заторами. На электробайке, самокате или мотоцикле вы можете легко и беспрепятственно доехать в нужное место, минуя пробки. Парковка тоже проблем не составляет. Однако, актуальным остается вопрос, а нужны ли права на электромотоцикл, и необходимо ли его регистрировать в сервисном центре, как транспортное средство?
Забавно, но точка зрения и мнение о вопросе, нужны ли права на электроскутер, меняется, в зависимости от того, где вы находитесь: за рулем байка или же автомобиля. Все автомобилисты пламенно желают, чтобы «пролетающих» мимо байкеров обязательно регистрировали и заставляли получить права. Те, кто мчится на скутере, радуются, что водительских прав на него не нужно, и прочно уверены в своей правоте.
Но в действительности неважно, кто и что думает по этому поводу, ибо есть законодательство Украины. И все правильные и точные ответы находятся в Правилах дорожного движения.
Механическое транспортное средство: что это?
Как по мне, то ПДД Украины в вопросе: "Нужны права на электроскутер?", - самые толковые в мире. Потому что у нас четко определен критерий, от которого надо отталкиваться. Это мощность электродвигателя. Не количество колес, не вес мопеда или скутера и не его возможная максимальная скорость. А простой, всем понятный и главное, четко определяемый параметр - мощность. Он всегда указан в паспорте электроскутера, где отмечены все его технические характеристики. Если паспорта нет, то следует знать, что на каждом электрическом приборе, даже самом маленьком (а уж на скутере или мопеде - тем более), всегда есть наклейка (этикетка) или гравировка. Одним словом - обозначение рабочих параметров электрического устройства, главный из которых - мощность мотора. Обычно, она обозначается в Ваттах (Вт), реже - в киловаттах (кВт).
Поэтому для получения ответа на вопрос: "Нужны ли права на электромотоцикл в украине?" - первым делом смотрим на мощность электрического мотора, который установлен в вашем транспорте. Зачем нам нужно знать мощность? А затем, что в ПДД Украины «черным по белому» написано: водительские права нужны только на механический транспорт. То есть тот, который приводится в движение мотором, а не мускульной силой. Но тут нюанс: не весь транспорт с моторами попадает под определение «механический». Относительно электрических моторов, то нижний предел мощности у них - 3 киловатта (3000 Ватт).
Таким образом, получается, что все электрические скутеры, мопеды, мотоциклы и велосипеды, у которых двигатель имеет мощность ниже 3 кВт или ровно 3 кВт - это не механические транспортные средства. И вывод понятен и предсказуем: на какой электротранспорт не нужны права - на тот, у которого мотор с мощностью ниже 3 кВт. И регистрировать такие электробайки тоже не нужно.
Какой документ все-таки нужен?
Как видим, Правила дорожного движения Украины весьма лояльны к байкерам. И, согласно им, вы спокойно можете ездить без прав на электромопеде или электроскутере, если его мощность 3 кВт и меньше.
Главное - нужно чем-то подкрепить и доказать информацию, что мощность именно такая, а не выше. Если вас по какой-то причине остановит полиция, то я рекомендую предъявить им какой-либо документ, в котором указаны технические характеристики вашего электробайка. Если документа такого типа у вас нет, то следует точно знать, где именно находится информация о мощности двигателя. Как правило, она выбита на мотор-колесе и там указана не только мощность, но и серийный номер вашего электромотора.
Продемонстрировав эти данные, вы доказываете, что у вас маломощный электромотоцикл, нужны ли права на него? Нет, не нужны, поскольку это не механическое транспортное средство.
А если мощность выше 3 киловатт?
Вопрос правильный и закономерный. Ответ - такой же ясный. Права нужны. Причем, в обязательном порядке. Да и транспортное средство подлежит обязательной регистрации в сервисном центре МВД. Потому что у вас теперь уже механическое транспортное средство, на которое нужен техпаспорт и водительские права.
Но тут следует разобраться более детально. Ибо водительские права, позволяющие рулить на электроскутере или мопеде, делятся на 2 категории:
- Категория А1 - это водительское удостоверение с которым позволяется управлять скутером или мопедом, у которого двигатель имеет мощность от 3 до 4 кВт.
- Категория А - это водительские права, с которым вы можете управлять электротранспортом, который оснащен мотором с мощностью выше 4 кВт.
Таким образом, узнав мощность своего электрического «коня», вы сразу поймете, нужно ли учиться и сдавать «на права». Запомнить градацию несложно: до 3 кВт - не нужно прав, от 3 до 4 кВт - нужны права категории А1, выше 4 кВт - права категории А.
Не только права, но и обязанности
Зная ответ на вопрос, нужны ли права на электроскутер до 3 кВт, украинцы стараются ввозить в страну мопеды и скутеры с маломощными моторами. Это позволяет устранить лишние проблемы и снизить денежные затраты. Конечно, придерживаться правил дорожного движения нужно всем его участникам. И если ваш электробайк считается маломощным, то не следует демонстрировать чудеса скорости на трасе. И пьяным за рулем тоже ездить не следует, хотя, по большому счету, ответственности за это вы не несете. Ведь водительских прав у вас нет.
А теперь хочу разъяснить водителям, у которых есть мощный (выше 3 квт) электроскутер, нужны ли права (только права) или еще другие документы.
Согласно ПДД, водитель механического транспортного средства с мощностью мотора выше 3 кВт, должен предъявить:
- Водительское удостоверение соответствующей категории.
- Техпаспорт на транспортное средство, который подтверждает постановку вашего байка на учет в сервисном центре МВД.
- Страховой полис. Да, не удивляйтесь, но это так. Даже скромный скутер, который имеет указанную мощность 3100 Вт, уже подлежит обязательному страхованию. Автоцивилка на него не слишком дорогая, но она должна быть.
Кстати, все эти документы вы не обязаны иметь в бумажном виде. Достаточно электронных документов в приложении «Дія», что тоже зафиксировано в законодательстве Украины.
Еще некоторые советы и рекомендации
Хороший байк - это всегда круто. Даже если мотор у него электрический, а не бензиновый, такой транспорт считается признаком свободолюбивого и смелого человека.
Поэтому в большинстве стран весь электротранспорт подлежит обязательной регистрации. В Европе вы не сможете ехать без водительских прав даже на электрическом велосипеде, у которого моторчик на 250 Вт. Ведь он (по своим техническим характеристикам) способен развить скорость 25 км/час, а это уже требует регистрации и водительских прав.
Возможно, и Украина со временем изменит некоторые положения ПДД. Однако, в данное время, привилегий у байкеров достаточно. Я имею в виду тех, которые могут ездить без водительских прав (до 3 кВт мощности мотора). Так как отдельных правил для них не существует, я советую придерживаться общих положений ПДД:
- Электроскутер или электромопед должны быть исправными. Ввсегда проверяйте, в порядке ли у вас давление в шинах, заряд аккумулятора, переключение передач.
- Все маневры на дороге (повороты, развороты, смены полосы движения, остановки) проводите при помощи световых приборов. А, если их нет - руками, согласно ПДД.
- Через пешеходный переход нужно идти пешком, удерживая маломощный байк возле себя. Нельзя ехать даже на самой малой скорости.
- Не превышайте скорость и не тормозите резко на дороге, не блокируйте колеса, чтобы не скользить по дороге и не создавать проблемных ситуаций.
Если у вас возникли вопросы после прочтения статьи, оставляйте комментарии ниже. Я с радостью на них отвечу!
или нажмите