Ваша корзина пока пуста

8 правил по выбору зарядного устройства для АКБ

67
8 правил по выбору зарядного устройства для АКБ

Не стоит объяснять важность покупки зарядного устройства. Это не просто необходимое оборудование, это уверенность владельца в работоспособности собственного автомобиля, даже в случае неожиданной поломки аккумуляторной батареи. Причиной выхода из строя АКБ может являться несколько причин, длительная эксплуатация, неполадки в электросети и многое другое. Радикальным методом может быть покупка нового аккумулятора, но можно использовать и периодическую подзарядку, что выглядит разумнее. ЗУ поможет легко, а главное быстро привести батарею в рабочее состояние.

Принцип работы ЗУ достаточно прост. Аппарат подключается в стандартную сеть с напряжением 220В с одной стороны, с помощью клемм подключается к аккумулятору с другой стороны. То есть, находится между электрическим питанием и АКБ. Его задача, преобразовать переменный ток централизованного энергоснабжения в постоянный, понизить напряжение в сети до необходимого показателя для зарядки. Показанием полного заряда АКБ будет служить постоянное напряжение на клеммах, без увеличения.

На каждом транспортном средстве устанавливается свой тип аккумулятора, свинцово-кислотный или гелевый, сухозаряженный или залитый, обслуживаемый или необслуживаемый. Тип аккумулятора прописан в паспорте автосредства, исходя из этого, подбирается ЗУ для батареи. Несколько правил помогут безошибочно выбрать зарядное устройство для автомобиля.

1. Зарядное напряжение

Выходное напряжение ЗУ важный параметр. Например, большинство легковых автомобилей в своей конструкции имеют свинцово-кислотные батареи с жидким электролитом на 12В. Реже гелевые, в них электролит находится в гелеобразном состоянии либо батареи AGM, изготовленные на основе впитывающего стекловидного материала. Максимальное напряжение для них – это 15,0 В. На современный рынок уже выходят автомобили, для которых выходное напряжение соответствует более высокому параметру, около 17,5 В. Это автомобили, рассчитанные на частый запуск двигателя.
Напряжение тока зарядки должно быть выше рабочего параметра батареи, считается, что оптимальное выходное напряжение для стандартной батареи на 12В это 14,4 В. Здесь же учитывается потеря напряжения на клеммах и в проводах.
Для грузовых автомобилей, микроавтобусов необходима возможность зарядки на 24 В. То есть, на них устанавливаются два аккумулятора по 12В каждый. Эта мощная техника, она и требует большего зарядного напряжения 12-24В.
Минимальное напряжение в аккумуляторах – это 6В. Они используются в мотосредствах, на лодках и детских аттракционах, а также в игрушках и в осветительной технике. Если учесть все изложенное, то ЗУ, рассчитанное на зарядное напряжение 6,12,24 В, охватывает все возможные батареи и является универсальным.

Емкость АКБ2. Емкость аккумулятора

По номинальной емкости АКБ определяются требования к максимальному току. Электрическая емкость выражается в Ач и показывает ток, выдаваемый батареей за один промежуток времени. От этого показателя и следует отталкиваться при выборе ЗУ. Значение емкости указывается на корпусе батареи. Например, известно, что емкость АКБ 50 Ач. Это значит, что батарея потеряет свой заряд, а аккумулятор считается полностью разряженным, если остаточное напряжение составляет 10,8 В, за 20 часов при определенном токе и температуре окружающего воздуха +25о. Для расчета силы тока берется определенная формула: 50/20=2,5 А. Вот значение силы тока, при котором батарея отдаст весь свой заряд. Выкладки немного грубоваты, и на самом деле, все несколько сложнее, но общее представление они дают. Теперь, что необходимо знать при выборе ЗУ.
Два важных параметра, которые указывает завод изготовитель ЗУ. Это емкость аккумуляторной батареи, которую способно зарядить данное устройство и максимальная сила пускового тока.Немного математики. В паспорте ЗУ указано, что оно способно заряжать батареи с емкостью от 30 до 120 Ач. Предположим, что имеется полностью разряженная аккумуляторная батарея с емкостью на 50 Ач. Для ее зарядки зарядное устройство с максимальной силой пускового тока 10А будет работать около 6 часов. Для расчета берется емкость батареи и делится на мощность ЗУ. Получается 5 часов, к этому значению прибавляется 10% от 5 часов. Выходит, что необходимо около 6 часов для полного заряда АКБ. Соответственно, что для АКБ с емкостью 100 Ач потребуется около 11 часов и так далее. Для сокращения времени заряда, в таком случае, необходимо приобрести ЗУ с большим максимальным током. Выбор прост, пусковой ток зарядки должен превышать выходной ток аккумулятора. Иначе ЗУ будет не заряжать, а разряжать АКБ.
Выбирая соответствие между мощностью зарядного аппарата и емкостью заряжаемой батареи можно высчитать минимальное количество времени необходимое для законченного процесса. Чем больше возможности ЗУ, тем большей мощности батареи она сможет зарядить. Необходимо учесть возможность пошаговой или плавной регулировки выходного тока, а также наличие ограничения максимальной силы тока. Все необходимые параметры наносятся на корпус батареи или находятся в технической документации транспортного средства.

3. Тип

На данный момент на рынке представлены два типа ЗУ. Это трансформаторное или импульсное.

Импульсное зарядное для автоТрансформаторное ЗУ отметило уже более, чем вековой период. И даже сейчас, такой тип ЗУ считается наиболее надежным и долговечным. Большие габариты аппарата определяются наличием трансформатора и выпрямителя с мощным диодным мостом. Прибор обеспечивает зарядку током постоянной величины, что способствует более полному заряду батареи. Трансформаторные устройства бывают автоматического и не автоматического управления. Последние требуют постоянного внимания со стороны оператора, для контроля имеются амперметр или вольтметр. Последние модели аппаратов оснащены всеми необходимыми защитными средствами. Основным недостатком агрегата является его большой вес и немалые размеры. Инверторные зарядные устройства вместили в себя все современные наработки. В результате достигнуты небольшие размеры. Владелец автомашины может всегда иметь под рукой небольшой аппарат. Эти приборы работают на более высоких частотах, преобразователь напряжения обеспечивает эффективную работу. Встроенный микропроцессор отвечает за весь процесс работы, автоматический режим зарядки основное преимущество данных моделей, они отключаются от сети по мере достижения полного заряда и переходят в режим ожидания, что говорит об их экономичности.

4. Функция восстановления батареи

Беда аккумуляторных батарей заключается в том, что в процессе эксплуатации на пластинах оседает сульфат свинца в виде больших и малых кристаллов. Происходит, так называемая, сульфатация. В результате, пластины не имеют плотного контакта с электролитом, а значит, зарядка происходит не полностью, батареи теряют емкость, пусковой ток уменьшается. Чтобы разрушить слой кристаллов, применяется режим десульфатации. То есть, за счет кратковременных импульсов разрушаются отложения свинца, пластины очищаются, а АКБ восстанавливается. Считается, что подобная процедура за несколько циклов может восстановить полностью разрядившийся аккумулятор.

5. Автоматический процесс заряда

Немалое значение имеет ручной или автоматический режим поддерживает ЗУ. Автоматический процесс заряда не требует вмешательства оператора, а главное, освобождает время пользователя. Ведь зарядка аккумулятора может достигать несколько часов. Микропроцессор заменил оператора и осуществляет полный контроль за процессом. Сначала он определяет состояние АКБ, ее существующий заряд, после чего подбирает нужный ток для зарядки, который регулирует по мере наполнения батареи. В конце процедуры автоматика отключает ЗУ от системы питания. Помимо экономии, отключение батареи от дальнейшего заряда, продлевает ее общий рабочий ресурс. В режиме ожидания ЗУ устройство может находиться постоянно, это не отразится на его работоспособности в дальнейшем. Стабилизация максимального выходного тока является важным параметром в выборе автоматических ЗУ. Такая конфигурация защитит от поломки батареи для мощного грузового автотранспорта. 
Еще одно преимущество автоматики – возможность выбора между несколькими режимами. От стандартного до ускоренного, или зарядка при низкой температуре. Количество режимов зависит от модели ЗУ.

Жидко-кристаллический дисплей зарядного устройства6. Температурная компенсация

Всем известно, что зарядка батареи, только что внесенной с холодного воздуха не допустима. Это влияет на ее долговечность и эффективность. В современных моделях зарядок, предусмотрен режим, который допускает заряд батареи сразу, без промежуточного этапа нагрева аппаратуры. Это очень удобно, когда есть серьезные ограничения по времени. При зимнем режиме АКБ заряжается еще холодная, функция начинает заряд малым током с постепенным его наращиванием. Удобство метода заключается в том, что он заряжает батарею в щадящем режиме, не допуская ее разрушения.

7. Наличие дисплея

Жидко-кристаллический дисплей позволяет оператору осуществлять необходимый контроль за состоянием прибора и прохождением всех этапов зарядки. Дисплей может отражать смену режимов зарядки, от непосредственной зарядки до тестирования и восстановления. Чтобы оператор мог просматривать значения прибора в томное время суток, в мониторе находится подсветка. Монитор информирует о силе тока, состоянии заряда батареи, напряжении на клеммах.

8. Класс защиты

Пристальное внимание следует уделить наличию защитных функций ЗУ, что позволит сохранять уверенность в стабильной работе аппаратуры и в ее надежности. Основной защитой является невозможность неправильного подключения. Даже, если оператор обладает небольшими техническими навыками и случайно перепутал клеммы, прибор известит о неправильной полярности и не даст аппаратуре выйти из строя. Следующая защита от перезарядки, обеспечит автоматическое отключение прибора от сети питания. Защита от перегрузок, от короткого замыкания, от перепадов напряжения и скачков, все эти системы гарантируют длительный срок эксплуатации прибора и его эффективную работу.

Поделиться:
Подпишитесь! Новинки, скидки, предложения!