Содержание:
Гаечные ключи представлены несколькими разновидностями. Среди них можно выделить особый вид - динамометрические ключи. Это ключ, в который встроен динамометр. Динамометр - это прибор, определяющий значение крутящего момента. Благодаря данному устройству, ключи не только выполняют свою основную функцию - затягивание гаек и болтов, а и смогут определить качество затяжки резьбового соединения. Такой ключ эффективно выполняет затягивание резьбы с точно определенным значением. Он дает возможность избежать таких неприятностей, как срыв резьбового соединения, пережатия и поломки или, наоборот, неполной затяжки гайки или болта.
С его помощью можно контролировать момент затяжки, что важно в автомобильном сервисе, при ремонте строительного и промышленного оборудования, монтаже сложных конструкций.
О том, как пользоваться динамометром, и какие виды динамометрических ключей существуют, вы узнаете из нашей статьи.
Каждое болтовое крепление рассчитано на определенные условия эксплуатации: нагрузку, давление и даже температуру окружающей среды. Если затяжка выполнена правильно, то крепление служит долго, оно адаптируется к внешним условиям и работа механизма происходит стабильно и ровно. Попросту говоря, каждый болт хочет, чтобы его затянули ровно настолько, насколько это предусмотрено стандартом. Обычный гаечный ключ не может определить значение крутящего момента. Но, если в ключе встроен динамометр, что измеряет величину момента затяжки, то пользователь без труда затянет резьбу на нужное значение.
Придерживаться значения момента затягивания резьбы очень важно. Ведь, если болт перетянуть, то он при нагрузке может треснуть, что грозит поломкой механизма, а иногда и непоправимой катастрофой. Разлом сильно закрученной резьбы и болта может произойти и при перегреве, тогда, как затяжка с точно выверенным значением не грозит подобными проблемами.
Казалось бы - лучше не дотянуть болт, чем затянуть так, что он может лопнуть. Но это другая сторона проблемы - недотянутая резьба быстро расшатается под нагрузками, соединение может разорваться. Это тоже огромный риск и опасность для здоровья и жизни людей, работающих с данным механизмом и оборудованием.
Различают три основных вида динамометров, которые встроены в гаечные ключи:
Рассмотрим их подробнее.
Первый вариант - это динамометр аналогового типа. Такой прибор имеет корпус и оснащен шкалой с цифрами и стрелкой. При использовании гаечного ключа, стрелочный динамометр отражает на шкале величину усилия затяжного момента.
Стрелочные ключи - инструменты, которые активно использовались многие десятки лет. Их изготовляют из закаленной стали, они рассчитаны на длительное использование, крепкие и надежные. Их плюс в том, что диапазон момента затяжки достигает 300 Ньютон, а это возможность работы с крупными резьбовыми соединениями.
Но время идет вперед и сегодня стрелочный динамометр - это прибор, который считается немного морально устаревшим. Да, он прочный и проверен временем, однако дает ощутимые отклонения в показаниях. Погрешность составляет от 4 процентов (что еще вполне терпимо) до 20%, что уже сильно снижает качество и надежность резьбового соединения. Кроме того, аналоговая шкала со стрелкой - это индикатор, за которым нужно внимательно следить. Иначе вы не сможете проконтролировать его значение силы затяжки.
Раньше такие ключи были весьма популярны на СТО, однако отсутствие в них трещоточного механизма сильно усложняло сервис труднодоступных мест в машине.
Несмотря на некоторые недостатки, аналоговый динамометр очень простой в изготовлении и эксплуатации и стоит дешево, поэтому окончательно списывать его со счетов не стоит.
Но все же, более популярные сегодня - щелчковые виды динамометров. Их преимущество - высокая точность значений. Они также отличаются демократичной ценой и простотой в использовании. Использовать щелчковый ключ просто. Он выполнен в виде трещотки. Головка - соединительный торцевой квадрат. На ручке расположена шкала со значениями по вертикали и горизонтали. На шкале вертикальной динамометра нужно установить необходимое значение момента затяжки. Если его нет, то устанавливаем наиболее приближенное. Например, нам нужно 43 Н, а на шкале есть только 40 Н. Ставим на 40. Потом нужно провернуть рукоять и установить значение «ноль» вровень с намеченным показателем. Потом проворачиваем горизонтальную шкалу, с мелким шагом - единица. Это нужно делать, пока не получится желаемый показатель. То есть, на данном примере - на 3 единицы. Получим 40 и 3 - 43 Ньютона. А затем начинать затягивание резьбы. При достижении установленного показателя раздается громкий щелчок - это означает, что задача выполнена.
Наиболее точным и функциональным, несомненно, является динамометр цифровой. Погрешность его показателей не больше 1 процента.
Индикатор цифрового динамометра исполнен в виде LED-дисплея. На нем четко отражаются значения крутящего момента. Переключение режимов выполняется кнопками на дисплее. При достижении необходимого показателя, срабатывает индикатор (звуковой или световой, или два сигнала - и светом и звуком).
Преимущество цифрового динамометра в том, что его память фиксирует показатели: дату затяжки, величину крутящего момента, можно даже внести марку автомобиля.
Ключ с цифровым динамометром стоит дорого, но там, где важна высочайшая точность затяжки, он незаменим. Выполнен он, как и предыдущий щелчковый ключ, в виде трещотки. Механизм ключа оснащен реверсом, поэтому он актуален как для правой резьбы, так и для левой.
Ключи цифрового типа часто используют при выполнении резьбовых соединений на дорогостоящем оборудовании, в автомобильном сервисе, на предприятиях. Часто используют и разновидность этого ключа - механический ключ-переходник. Торцевую головку надевают на адаптер, а механизм соединяют с трещоткой. Такой ключ универсален. С ним можно работать двумя способами. Он способен и показать значение крутящего момента в реальном времени. А также можно установить нужное значение и затягивать резьбу до этого показателя, пока не сработает индикатор.
Если у вас возникли вопросы после прочтения статьи, оставляйте комментарии ниже. Я с радостью на них отвечу!
или нажмите