Содержание:
При монтаже различных узлов и механизмов часто возникает потребность зафиксировать деталь на валу или в отверстии так, чтобы она не сдвигалась с места. То есть, застопорить узел. Для подобных задач используются замкнутые стальные кольца - стопорные. При разборке таких узлов, чтобы быстро снять фиксирующее кольцо используют специальный инструмент, напоминающий круглогубцы. По своему строению - это шарнирно-губцевый прибор, только губы у него не плоские, как у пассатижей, а скругленные.
О том, как называется инструмент для снятия стопорных колец, как он устроен, и как им работать, вы узнаете из этой статьи. Я подробно расскажу о видах приборов для демонтажа стопорных колец, а также о том, на что обратить внимание при их выборе.
Наиболее распространены стопорные кольца в автомобильных узлах и механизмах. По внешнему виду стопорное кольцо трудно отличить от шайбы, имеющей такое же назначение - фиксация элементов. Их отличия:
Возле разреза размещены два проема (ушки), за которые, собственно и вытягивают кольцо при демонтаже узла. Паз для размещения кольца по размеру шире, чем само приспособление. Поэтому для его демонтажа или монтажа достаточно захватить ушки щипцами и сжать их или ослабить.
Чтобы кольцо сжималось и растягивалось, не теряя своей формы, производители делают их из пружинной стали.
Актуальность задачи снятия стопорных колец стоит не только при ремонте автомобиля, а при разных видах слесарных работ. Для фиксации различных видов узлов и механизмов на валу применяются разные виды колец. Поэтому стоит разобраться, какие разновидности колец-фиксаторов есть, чтобы уметь подобрать к ним нужный инструмент.
Фиксирующие кольца по своей конструкции бывают двух типов:
При внешней фиксации отверстия для захвата выступают наружу. Чтобы их затянуть, используют круглогубцы для разжима. Съемник такого типа оснащен специальной разжимной пружиной, которая разжимает кольцо при зажатии его ушек. Таки образом, элемент насаживается в паз на валу или оси внутренним боком. Как только мы ослабляем щипцы, упругая пружинистая сталь резко сжимается и выполняет фиксацию. Чтобы снять ее, мы также должны ухватить кольцо за ушки, оно растянется и свободно выйдет из паза.
У внутренних крепежных колец отверстия для захвата завернуты вовнутрь. Поэтому для их активации выбираем щипцы для сжатия. Губы щипцов сжимают кольцо, и оно, уменьшаясь в диаметре, выскальзывает из паза. Чтобы произвести надежный крепеж деталей внутренним кольцом, его снова сжимают, устанавливают на место (в паз), а затем щипцы ослабляют, и кольцо садится в паз.
И внутренние, и внешние кольца могут иметь различные размеры. Диаметр кольцевого фиксатора внешнего типа может быть от 3 мм до 10 сантиметров. Внутренние кольца для стопорения имеют диаметры от 8 мм до 10 сантиметров. Также эти приспособления отличаются толщиной, пружинным усилием, могут быть изготовлены из разных марок стали. Для их монтажа и демонтажа используется разный съемник стопорных колец, размеры которого должны соответствовать размеру кольца.
Типичные щипцы для снятия стопорных колец обладают следующими составляющими:
Это основные элементы каждой конструкции. Но стоит помнить, что кольца бывают внешние и внутренние. Для одних нужны щипцы на зажим, а для других - на разжимание. Поэтому, как и стопорных колец есть два вида, так и существует два вида съемников:
При авто-слесарных работах одинаково часто используют и сжимающие съемники, и разжимающие. При этом нажатие на рукоять не стоит делать очень сильным, так как можно сломать кольцо. Очень удобно, если съемник имеет переключатель режима, позволяющий снять разные кольца с разным усилием. Такой инструмент более функциональный.
Помимо сжимной или разжимной конструкции, есть еще классификация щипцов для снятия стопорных колец по форме их рабочей части:
Таким образом, приступая к такой задаче, как снятие стопорных колец, желательно иметь под рукой все 4 вида щипцов:
Кроме того, нужно правильно выбрать размер щипцов, подходящий к размеру кольца.
Щипцы, снимающие и монтирующие стопорные кольца, имеют определенные технические характеристики. К ним относят:
Поскольку для разных по размеру колец нужны различные величины губ, то многие модели имеют рабочую часть съемную. Такими щипцами возможен монтаж и демонтаж разномерных колец-фиксаторов. Также хороша дополнительная функция регулировки наклона губ (есть шарнир, меняющий угол их изгиба). С инструментом, который обладает подобным регулировками, отпадает потребность иметь несколько съемников при работе с механизмами автомобилями.
Щипцы, демонтирующие стопорные кольца, - прибор весьма специфичный. Он не способен выполнять иные задачи - только снятие колец-фиксаторов и их установку. Чтобы устройство было надежным и долговечным, изготовители используют так называемую «инструментальную» сталь. Это легированная сталь, которая предельно устойчива к деформации, износу. Она самая крепкая, благодаря высокому содержанию углеродов.
Но при выборе инструмента важно обратить внимание, весь ли прибор выполнен из пружинной стали, или только его губы. В большинстве случаев на шарнирный механизм и рукоятки берут обычную сталь, это частично снижает стоимость щипцов, но на продуктивность их не влияет. Ведь главный элемент круглогубцев - рабочие губы.
На рукоятках еще важны мягкие резиновые накладки, они выполняют функцию противодействия скольжению рук во время работы.
Еще один весьма важный элемент - пружина, которая обеспечивает сжим-разжим. Она также выполняется из особо прочной стали и может быть исполнена в виде:
У дешевых съемников пружины, как таковой, нет. Работать ими не очень комфортно, зато стоят они недорого, и для несложных и нечастых работ вполне подойдут.
Все используемые материалы и технология изготовления щипцов должны соответствовать определенным стандартам, которые указаны в паспорте устройства.
Покупая съемник для колец, руководствуемся следующими факторами:
Как именно применять съемник, зависит от сложности узла, который демонтируется.
Довольно часто мастера не предвидят, что нужно будет снять стопорное кольцо. Или просто игнорируют эту проблему - подцепляя кольцо любым подручным инструментом - пассатижами, кусачками, плоскогубцами. В принципе, это возможно, если заточить губы кусачек под конус, чтоб они стали закругленными. Иногда мастера не заморачиваются и просто разгибают кольцо отвертками или стальной проволокой - но все это весьма опасно и травматично. Заводские щипцы специально приспособлены к снятию стальных пружинных колец, поэтому удерживают их надежно. А все «левые» приспособления могут просто не удержать кольцо, что чревато травмами.
Если у вас возникли вопросы после прочтения статьи, оставляйте комментарии ниже. Я с радостью на них отвечу!
или нажмите