Содержание:
- Какие работы выполняет споттер и как он это делает
- Какие есть виды споттеров, в чем их отличия
- По каким критериям выбирают контактную сварку
- Какие насадки, для какого режима используют
- Как выполнять рихтовку
Современный ремонт кузова автомобиля считается эффективным и качественным, если кузовная сталь подвергается минимальному воздействию. То есть, лакокрасочное покрытие почти не страдает, шпаклевки для затирки нужно минимум, а состав кузовной стали не изменяется, количество углерода в нем не понижено.
Чтобы соответствовать таким высоким требованиям, большинство СТО, используют новый метод - споттер для рихтовки. Споттер - это специальный аппарат для точечной контактной сварки кузовных листов.
О том, как выбрать хороший аппарат для контактной сварки, какие критерии нужно учесть, я расскажу в этой статье.
Как действует споттер
Принцип работы споттера заключается в устранении вмятины или бугра за счет сильного выделения тепловой энергии. Она образуется при прохождении тока в местах контакта металла и оснастки. Фактически, это та же сварочная дуга, как и в любых сварочных аппаратах. Но сварка идет в локальном месте - одной точке. Именно там, где кончик электрода или другой насадки касается кузовной стали. Так же происходит и нагревание металла, чтобы устранить выпуклости на нем. То есть, происходит короткий локальный контакт. Такой способ рихтовки кузова автомобиля так и называют - контактная сварка.
Во время кузовного ремонта крепеж споттера приваривается к поврежденной области кузова, за счет этого элемента происходит вытягивание вмятины.
Если нужно устранить выпуклость на кузове автомобиля, то точку, где есть бугор или шишка, сильно нагревают специальным электродом. Металл прогревается в одной точке, а по периметру он холодный. За счет разницы температур бугор втягивается и оседает. Таким образом, устраняются выпуклости на кузове без повреждения заводского лакокрасочного покрытия автомобиля.
Самая главная деталь, из которой состоит устройство - сварочный модуль, который может работать на любом виде тока (постоянный или переменный). Устройство также состоит из заземления, кабеля и пистолета.
Для каждого вида работы применяются различные насадки, которые крепятся на окончание сварочного пистолета. Споттер имеет несколько режимов, оснащен регулировкой мощности, силы подачи тока.
Многие современные устройства имеют цифровой дисплей. На нем в рабочем режиме отражаются все необходимые данные, и пользователь получает возможность контролировать параметры сварки.
Основные виды споттеров (контактной сварки)
Существуют несколько основных видов сварочных аппаратов для ремонта кузовной стали:
- Инверторные типы - работают за счет специального преобразователя - инверторной платы. Это небольшой микропроцессор, который контролирует выходную мощность, самостоятельно выбирает продолжительность сварочного импульса. Инверторные споттеры могут получать энергию, необходимую для сварки, от любого напряжения. К плюсам инверторов также засчитываем их небольшие размеры, за счет чего аппараты можно с легкостью транспортировать. Это самые продвинутые на сегодняшний день аппараты. Качество сварочных работ, которые они выполняют, на порядок выше, чем у других типов.
- Споттеры трансформаторного типа. Работают на переменном токе, питаются от электрической сети. Подходят для всех типов кузовов, кроме оцинкованных.
- Споттер для рихтовки кузова из стали.
- Контактная сварка для алюминиевых поверхностей.
- Многофункциональные типы устройств. Такие споттеры не только устраняют вмятины, но и выравнивают кузов при наличии на нем бугров и шишек. Также используются для точечной сварки и спайки металлов за счет угольных электродов.
- Споттер-мини. Если в профессиональных автосервисах используются габаритные, мощные споттеры весом 10 и больше кг, то для дома можно покупать мини-устройства для контактной сварки. Вес такой малютки не превышает 5 кг. Используется только для сварки одностороннего характера, с внешней стороны кузова, для тонких стальных листов.
Выбор контактной точечной сварки в первую очередь зависит, где и для каких видов работ будет использоваться устройство. Для профессиональных автосервисов, где работы по восстановлению кузова авто выполняются часто, лучше подобрать споттер с большим набором функций и режимов, повышенной мощности. Также важна толщина металла - для деталей толщиной 1,5 мм и больше подойдет двухсторонняя контактная сварка, для металла максимальной толщины 1,4 мм - односторонний споттер.
Основные критерии выбора приборов для контактной сварки
Контактная точечная сварка кузова автомобиля выбирается по нескольким основным критериям:
- Материал изготовления корпуса и деталей.
- Габариты устройства.
- Мощность споттера.
- Виды насадок.
Чаще всего аппарат для точечной сварки имеет металлический или алюминиевый корпус. Такой тип кожуха долго служит, удароустойчивый. Поэтому инструмент надежно защищен от внешних механических повреждений. Приборную панель также желательно выбирать металлическую. Некоторые детали изготавливаются из прочного пластика, стойкого к ударам и царапинам. Для того, чтобы сделать споттер более устойчивым, предусмотрены ножки, оснащенные резиновыми накладками.
Вес устройства для контактной точечной сварки в первую очередь зависит от типа конструкции. Споттеры, которые можно переносить, могут весить от 14 до 25 кг. Устройства, которые транспортируются с помощью колесной тележки, могут весить до 100 кг.
Мощность (сила тока на выходе) зависит от вида выполняемой работы. Чтобы приварить кольца или треугольники, требуется устройство мощностью от 800 до 1000 Ампер. Для приварки волнистой проволоки подойдет споттер мощностью 1000-1200 Ампер. Любой тип сварочных работ омедненным электродом выполняется аппаратом, мощность которого составляет 1400 Ампер. Чтобы разогреть поверхность кузова, нужно графитовый вид электрода и 2200 Ампер мощности.
По поводу насадок, то, обычно, производитель комплектует свой аппарат всеми необходимыми насадками. Если их нет в комплекте, то нужно покупать отдельно, а это лишние денежные траты.
Существует две основные насадки, которые, как правило, входят в комплектацию споттера:
- Пуллер. Этот элемент конструкционно представляет собой рычаг. Такой механизм используется для исправления поверхности за счет выравнивания.
- Обратный молоток. Эта оснастка для споттера имеет съемное окончание, на которое крепятся различные насадки.
Режимы точечной контактной сварки и особенности применения насадок
Выбор споттера также определяется наличием возможных режимов. Существует несколько режимов контактной сварки для автосервиса:
- Выполнение сварочных работ с помощью обратного молотка или пуллера. Данный вариант сварки споттером используется, если нужно убрать небольшие вмятины на кузове.
- Использование специальных электродов, с помощью которых к кузовной стали приваривается тянущийся элемент. Таким способом устраняют вмятины, углубления, повреждения большого размера;
- Сварка за счет электрода, обмотанного медью. Этот способ подразумевает сильное нагревание листовой стали кузова в той точке, где есть бугор или шишка.
- Использование электрода угольного типа. Эта оснастка помогает избавляться от так называемого «хлопуна», образованного после вытягивания большой области вмятин.
- Использование электродов омедненного типа для приваривания разного рода креплений при завершения кузовного ремонта.
- Применение молотка обратного типа для приваривания шайбы крепления, вытягивания металла за счет крюков и колец.
- Приварка болтов и клемм за счет омедненного, магнитного электрода.
Как выполняется рихтовка кузова
Прежде, чем выполнять рихтовку кузова, нужно очистить и подготовить место для сварки. Затем на место выполнения точечной сварки установить клемму, заземление. Следующий шаг - зафиксировать электрод на наконечнике сварочного пистолета, после чего начинается сварка кузовного ремонта, подразумевающая втягивание металла. После втягивания, которое осуществляется одной из насадок (пуллером, обратным молотком) нужно провести отделку обработанной зоны кузова.
Чтобы аппарат для кузовного ремонта прослужил как можно дольше, нужно выбирать качественные инструменты от надежных производителей. Самые проверенные модели споттеров - французские GYSPOT серии PRO, итальянские цифровые Deca и Telwin Digital.
Если у вас возникли вопросы после прочтения статьи, оставляйте комментарии ниже. Я с радостью на них отвечу!
или нажмите