(097) xx-xxx-xx
  • Время работы
  • ПН - ПТ: 8.30 - 19.00
  • СБ: 09.00 - 16.00
  • ВС: 10.00 - 16.00
Хотите, перезвоним Вам?
  • Последние просмотренные товары
    Пока история просмотров пуста

    Во время просмотра товаров - они будут тут отображены!

  • Сравнить товары
    Нет товаров в сравнении

    Добавляйте товары к сравнению характеристик и выбирайте самый подходящий вам товар

  • Ваш список в избранном
    Список желаний пуст

    Добавляйте товары в список желаний, делитесь списками с друзьями и обсуждайте товары вместе

  • 0 Корзина
    Корзина
    Ваша корзина пуста

    Добавляйте понравившиеся товары в корзину

(097) xx-xxx-xx
  • Время работы
  • ПН - ПТ: 8.30 - 19.00
  • СБ: 09.00 - 16.00
  • ВС: 10.00 - 16.00
Хотите, перезвоним Вам?
Что такое Споттер, виды и технология процесса

Что такое Споттер, виды и технология процесса

Валерий Зубов
Автор: Валерий Зубов
28
2.04.2021
* * *

Содержание:

Лучший способ устранить вмятину на кузове автомобиля - точечная сварка. Или, как ее еще называют - споттер. Споттер - название узкоспециализированное, используется только в среде автомехаников.

Кузовной ремонт при помощи споттера позволяет эффективно восстановить первичный вид автомобиля, вернуть правильную форму его кузову, устранить любые вмятины и повреждения. Это самый результативный и технологичный вариант рихтовки кузова.

О том, что такое споттер, как выполняется этот способ сварки, какие виды его бывают, я расскажу в данной статье.

Как работает споттер, способы его применения в различных ситуациях

spotter1

Принцип работы точечной сварки состоит в том, что при включении аппарата возникает электрическое сопротивление. Сварочный аппарат споттер дает высокую силу тока и напряжение, происходит замыкание электрической цепи. Результат получаем двойной:

  • Существенное нагревание стали в месте контакта.
  • Приваривание оснастки в одной конкретной точке кузова.

И нагрев, и приварку используют для дальнейшей работы с кузовом автомобиля. Приваривание устраняет вмятину, поскольку, используя обратный молоток и клещи для точечной сварки, мы «вытягиваем» углубление наружу. Получаем ровную поверхность. Насадка потом отламывается. Если возникает потребность, можно приварить электрод повторно. При выполнении приваривания важно не прожечь отверстие в стали насквозь. Поэтому приваривается только кончик электрода или вспомогательной оснастки. Этот элемент не отрывается при биении обратным молотком, зато он легко отламывается при повороте на 90 градусов.

Если же мы делаем просто нагрев стали, то она начинает «садится», поскольку ее подтягивает по периметру холодный (не прогретый) металл. Таким способом устраняют выпуклости и шишки на поверхности кузова.

Для удачного результата, сварочное оборудование нужно правильно настроить по силе тока и времени импульса, а также верно выбрать электроды и дополнительную оснастку. Рабочие показатели тока и времени подачи сварочного импульса напрямую зависят от толщины кузовной стали. Чем толще металл, тем сильнее должна быть мощность споттера. Продолжительность импульса указывается в паспорте сварочного устройства. Увеличивать ее не рекомендую, поскольку можно перегреть точку приварки и прожечь металл насквозь.

Как видим, контактная сварка позволяет устранять разные дефекты кузова автомобиля. Там, где сталь получила повреждения (вмятина, бугор, шишка), ее можно вытянуть и выровнять. То есть, ремонту подлежат и вмятины (впадины) и выпуклости (бугры). Но к ровному состоянию их «вытягивают» разными способами. Существует два основных виды контактной сварки:

  1. Приварка оснастки (для устранения кузовных вмятин).
  2. Локальный нагрев стали (для устранения кузовных выпуклостей).

Ниже подробно рассмотрим и первый способ, и второй, поскольку применяют их для разных целей и при различных повреждениях кузова.

Как применять споттер для устранения вмятины на кузове

spotter2

Если нужно исправить вмятину (углубление), то сварщик приваривает к поврежденной части кузова вспомогательную металлическую насадку. К примеру, в виде шайбы. Такая оснастка нужна для того, чтобы можно было зацепить как-то гладкую стальную поверхность.

Насадка «шайба» с обратным молотком присоединяется в одно касание электрода. Затем делают обратный удар или же отрывают оснастку. Отрывание легко сделать, повернув шайбу под прямым углом, а затем ее кончик приваривают к другой вмятине.

Следующий шаг - просунуть стальной прут в отверстие. За этот вспомогательный элемент уже можно уцепиться каким-то инструментом. В основном, используют рычаг или приспособленный к вытягиванию упор.

Этот способ самый распространенный. Его же используют, если нужно приварить не одну шайбу-насадку, а несколько. Это делают, если вмятин несколько в одном месте. Часто для таких исправлений применяют волнистую проволоку. Приварив несколько шайб или проволоку, их «вытаскивают» при помощи специальных крючков (гребенки). Этот прибор оснащен удобным рычагом.

Волнистая проволока присоединяется к кузову при помощи особого элемента аппарата для точечной сварки - лифтера. Также лифтер используют, сваривая его окончание с поверхностью кузова. Он дает возможность вытянуть вмятину плавно, не прилагая ударных усилий.

Таким образом, для устранения вмятин споттер используют:

  1. Для приваривания кончика вспомогательной насадки.
  2. Для приваривания кончика самого лифтера.

Что лучше в конкретной ситуации, определяет автослесарь.

Самые популярные споттеры
ТОП 5

Как устранить выпуклость на кузове автомобиля при помощи споттера

spotter3

Для устранения (разглаживания) бугров и шишек применяется несколько другая технология. Поскольку выпуклость нужно не вытянуть, а осадить и спрятать, то и способ работы совершенно иной.

Металл в месте выпуклости всегда растянут. Он стал тонким и площадь его увеличилась. Соответственно, наша задача - уменьшить эту площадь. Для этого кузовную сталь нужно сильно нагреть, что и делает высокая сила тока при точечной сварке. При таком варианте используем специальную оснастку аппарата точечной сварки, которая разогревает сталь, но с ней не сваривается. Этот элемент приставляем к бугру и сильно его нагреваем. Металл начинает «садиться». Он становится толще (почти в первозданном виде), а его площадь уменьшается. Избыток металла ликвидируется. То есть, мы просто очень сильно нагреваем сталь в месте, где с ней контактирует оснастка споттера. Почему же нагретый металл «присаживается»? Да потому что электрическая контактная сварка нагревает его в точке сприкосновения. А снизу имеем холодную сталь. Она контролирует прогретый участок, как бы «подпирая» его по краям. Из-за этого прогретая плоскость и «садится» до первоначальной своей геометрии.

Особенности и преимущества сварки споттером

spotter4

Суть точечной сварки в том, что она не используется непосредственно для сварочных работ при ремонте автомобиля. Сварочный аппарат имеет особую конструкцию, в которой сварочный ток применяется для нагревания металла в строго локализованном месте. Нагрев настолько мощный, что позволяет также приварить к поврежденной части кузова дополнительные элементы для результативного устранения вмятин.

Таким образом, точечная контактная сварка незаменима там, где к вмятине никак нельзя подобраться изнутри. Споттер восстанавливает идеально геометрию металлической детали. Особенно часто его используют для рихтовки заднего крыла, дверей. Эти части кузова расположены так, что с внутренней стороны с ними работать неудобно, да и нецелесообразно, так как результат устранения дефекта будет намного хуже, чем при работе споттером.

Получается, что аппаратом для точечной сварки работают только снаружи. То есть, внутренний слой противокоррозийного покрытия кузова не нарушается. В этом основное преимущество споттера - он сохраняет в целостности антикоррозийный состав на внутренней части кузова.

Таким образом, технология точечной сварки имеет несколько весомых преимуществ:

  • Нет перегрева стали и выжигания углерода из ее состава. Металл остается прочным и долговечным.
  • Нет разрушения внутреннего покрытия от коррозии, что гарантирует длительный срок кузова без появления ржавчины.
  • Процесс происходит быстро и предельно точно.
  • Прогревание металла в конкретной точке или приваривание кончика насадки к кузову - это возможность положить минимальный слой шпаклевочной грунтовки.

Получается, что, используя для ремонта споттер, мы легко и просто удаляем локальные вмятины и ликвидируем бугры и наплывы металла. Получится не тот неудачный «косметический» ремонт, когда для выравнивания кладут просто толстый слой шпаклевки. Нет, здесь шпаклевать можно по минимуму, а это означает, что машина будет почти как с завода - с ровной поверхностью кузова, практически не поврежденной, так как не применялась глубокая сварка или же рихтовка грубым слоем шпаклевочной смеси.

Если у вас возникли вопросы после прочтения статьи, оставляйте комментарии ниже. Я с радостью на них отвечу!

* * *
Отзывы
Пока нет отзывов
Написать отзыв

Плохо

Так себе

Нормальный

Хорошо

Отлично

Комментарий

Ваше имя

Ваш email

При регистрации вы соглашаетесь с пользовательским соглашением

Важно! Чтобы Ваш отзыв либо комментарий прошел модерацию и был опубликован, ознакомьтесь, пожалуйста, с нашими правилами

ПН - ПТ: 8.30 - 19.00,
СБ: 09.00 - 16.00, ВС: 10.00 - 16.00

ПН - ПТ: 8.30 - 19.00,
СБ: 09.00 - 16.00, ВС: 10.00 - 16.00